Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

                                                                                                                                            К Содержанию отчёта

Ф Р А Н Ц И Я

Едем вальяжно по автобану из Бельгии во Французскую Республику вдоль пролива Ла-Манш. Без остановок проезжаем регион О-де-Франс,провожаем взглядом толпу британских машин (никогда и нигде ранее не видел такого их количества), кучно стремящихся после завершения отпусков к Евротоннелю (тоннель под Ла-Маншем, соединяющий Францию и Англию).

 

До тоннеля 28 км

 

 

     Цель – сразу забраться поглубже в французскую глубинку. И чтоб никаких парижей и прочих крупных городов, минимум автомагистралей (тем более платных)… Платные куски магистралей использовали только при въезде во Францию и перед выездом из неё. То есть по плану у нас в этот раз, в основном, французская провинция.

   Прежде чем кинуться рассказывать в деталях о 16-ти днях, проведённых во французской провинции, хочу очень кратко поделиться самыми общими впечатлениями, чтоб потом не отвлекаться.

  Страна. Относительно большая. Не то что некоторые её европейские соседи, проезжаемые за одно нажатие педали газа:-). Страна красивая (об этом впереди!)

 

 

 

 

 

   Природные пейзажи, когда едешь от одной деревни к другой,  чем-то похожи на … русские. Да, да! Ландшафты германские, австрийские, голландские, чешские не похожи на наши, а вот французские похожи (горы и океан, разумеется, не в счёт).

   Может ещё и потому, что практически нет в центральной Франции вышек ветрогенераторов, которые безнадёжно испортили ландшафты многих других европейских стран.

 

   А местами встречались территории с совсем дикой природой, не тронутой человеком. 

 

   Язык. Французский. Совершенно для нас непонятный ни в устной речи, ни в написании. Практически никто там (в провинции!) не знает ни немецкого (он везде до этого нас выручал), ни английского, ни русского. Но они знают об этом тупике! И всегда мы с французами совместными усилиями приходили к пониманию ситуации. И это были интересные квесты!

   Иногда попадались русские люди, обитающие там или говорящие по-русски французы.

 

   Люди. Доброжелательные. Нет, в провинции они не лыбятся дежурно по поводу и без, они просто отзывчивы и участливы. Основные наши с ними места контакта:

- их дома, где мы снимали жильё (в отелях мы не жили, кроме одной ночи);

- парковки, магазины и самое главное – автоматические АЗС (автозаправочные станции):-);

- турофисы и билетные кассы;

Ну, хотя бы несколько примеров:

1. Ремонт дороги, объезд, навигатор уже дважды водит по кругу. Останавливаюсь, подхожу к дорожному рабочему. Ни единого слова друг друга мы не понимаем! Но через пару минут мне становится понятно куда и как ехать и как пишется на указателях слово «объезд»!

2. Очень много там автоматических АЗС, т.е. без персонала. Платить нужно картой, на дисплее колонки текст только по-французски. Полный бесполезняк! Раз получилось заправиться с помощью подсказчика-француженки, но на карте при этом блокируется внушительная сумма, намного превышающая сумму платежа за топливо. Нунафик.

Тогда я пошёл на маленькую хитрость. Стою у колонки, пистолет в баке, развожу в недоумении руками, в одной руке веер евровых банкнот. Подъезжает француз, выходит из машины (иногда вместе со спутниками), начинают что-то объяснять. Я дожидаюсь момента, когда он с целью наглядного объяснения вытащит из кармана (бумажника) кредитку, улыбаюсь и показываю – сунь карту в колонку, заправь меня, а я тебе потом верну сумму наличными. Срабатывало всегда!

А однажды на автоматической АЗС в такой же ситуации попался водитель-француз моего возраста. Я начал было свой мини-спектакль, но он, глянув на номер машины, прервал меня вопросом: «русский»!? И мы сносно заговорили на русско-немецком наречии. Дошли до Смоленска, Наполеона и (это француз так говорил) что ему (Наполеону) не надо было давать соединиться русским армиям под Смоленском, разбить их по очереди, а потом идти на Петербург и побеждать там Александра. Но Наполеон (это уже я говорю) пошёл на Москву, получил люлей в Смоленске и в Бородино и спалил, гад, Златоглавую. А вот Александр, войдя в Париж, не сжёг его, а русские солдаты (это опять француз говорит) платили деньги за вино и за девушек.

   Моя Штурман ушла в соседний магазинчик и не знаю, как долго и о чём ещё мы бы кукарекали, но за нами уже скопилась очередь из нескольких машин. Кто-то из водителей смиренно смотрел на нас, разинув рот, а кто-то робко посигналил. Заправились, рассчитались и расстались радушно, приветствуя друг друга клаксоном.

   А потом мы повадились заправляться на АЗС «Tоtal», на которых есть персонал, круглосуточная работа и обязательное приветствие «Вonjour». Всё хорошо, вот только повода для контакта с аборигенами там нет:-)!

3. С хозяйкой дома на отдалённом хуторе (любим так селиться!)

мы при заселении быстренько рассчитались и вроде бы всё поняли, не понимая при этом ни единого слова друг друга. Прояснилось даже, что мы не возражаем, если на завтрак будут поданы куриные яйца. Но хозяйка что-то ещё пыталась спросить, безуспешно активируя свой планшет и, наконец, кому-то позвонила.

Оказалось, что она вызвала такую же крестьянку с соседнего хутора, которая умела немного говорить по-русски и по-немецки. Я с ней сразу ввязался в беседу, выяснив, что у неё есть русские семейные корни из Мелитополя и немецкие откуда-то. Затем разговорно проехались про наше путешествие, погоду, пребывание наше когда-то в Мелитополе, отдых в Крыму… Наша бедная хозяйка, ничегошеньки не понимая, переводила растерянно взгляд с соседки на меня, сжимая в руках свой ненужный планшет. Потом она всё-же встряла в наш диалог и выяснилось – что-же она хотела у нас (гостей) ещё спросить. Очень животрепещущий оказался вопрос: «В каком виде нам яйца завтра подавать – вкрутую или всмятку»!!!:-)

   Мигранты. Их там нет. Я б не включил этот пункт в перечень общих впечатлений, но уж больно достало муссирование этой темы в последнее время в интернете и в обществе. Так вот, мигрантов, в том смысле как преподносят их СМИ, во французской провинции я не встречал. Есть негры, выходцы из французской Африки, которые, вероятно, легко вписались в жизнь провинциальной метрополии благодаря общему языку и вере. Есть смешанные пары и их детишки с красивым цветом кожи…

   Дороги. Разные. В основном с асфальтобетонным покрытием, но попадались и гравийные. Много очень узких дорог с опасным встречным разъездом – правые колёса приходиться пускать по кромке асфальта или по обочине с естественным снижением скорости перед разъездом. Иной раз разъехаться было возможно только со съездом в придорожную траву (кусты) или с использованием заднего хода и (или) боковых карманчиков.

Много дорог с неровным покрытием (но без опасных ям и колдобин). Есть участки без дорожной разметки.

Но как же приятно кататься по французским просёлкам средь французских пейзажей!

   Ездуны и контроль соблюдения ПДД. Ездуны разные. Подавляющее большинство – аккуратные водители. Встречались лихачи, но на порядок реже, чем у нас. Явных отморозков замечено не было.

Камер много, в том числе старых со вспышкой. Пользуясь безнаказанностью проводил эксперименты, используя круиз-контроль. Птичка вылетает (система срабатывает) уже при +3 км/час.

Живой контроль в обычной машине (без всяких опознавательных признаков) встречался только один раз. Неприятностей избежал благодаря интенсивному миганию фарами встречных водителей.

Некоторые элементы организации дорожного движения были и остались загадкой, например что делать при таких сигналах светофоров?

 

   Еда и напитки. По этому поводу немного переживали перед поездкой, но всё получилось хорошо. В предыдущие французские вояжи пользовались общепитом и неудачно. Днём заведения либо предлагают скромненькое меню: вода, кофе, вино… Либо (редкий случай) еда есть, но, возможно, из-за незнания языка подавалось что-то плохоупотребимое (например, полусырое мясо).

Никто не кушает, только сидят, пьют и говорят…

 

 

Проблему, в этот раз, решили кардинально. Поскольку проживали в деревенских апартаментах с оборудованной кухней, а лучшего повара, чем Штурман я не могу себе представить, то плотный завтрак и шикарный ужин с возлияниями были обеспечены. Туристическим днём отлично обходились лёгкими десертами, кофе, блинчиками (в том числе из гречневой муки) в закусочных под названьем Crêperie и т.п.

Экзотическая французская еда. Да, был план всё это попробовать. Начал с устриц в городке Канкаль (регион Бретань)

Я съел всю порцию. Мало сказать, что мне не понравилось. Не хочу обижать любителей, но после устриц я решительно похерил весь экзотический кулинарный план, наотрез отказавшись от улиточно-лягушачьих продолжений. И утвердился во мнении, что вся эта кулинарная экзотика лишь прекрасно раскрученный бренд для привлечения туристов.

А что сами французы? Судя по полкам обычных продмагов и содержимому тележек покупателей в супермаркетах, едят они тоже самое, что и средний европейский потребитель.

И только в одном французы кардинально ото всех отличаются. Это его величество Багет! Каждое утро на улицах деревень и маленьких городков мы видели множество спешащих из булочных людей с торчащими из упаковок французскими батонами. Причём, количество этих батонов у каждого индивида и тот факт, что впрок их набрать невозможно (они фантастически вкусны только в свежем состоянии) свидетельствуют в пользу того, что багет на французском столе на одном из первых мест.

И мы там тоже пристрастились к этому вкуснейшему хрустящему хлебу, с удовольствием уплетая его, когда удавалось отхватить свеженькую «базуку». У нас, увы, таких вкусных багетов встретить не удавалось.

   О прочей французской снеди. Террины, фуа-гра – перепробовали по нескольку сортов. Ничего вдохновляющего, обычные тушёнка и паштеты. В походе, на рыбалке, в студенческом общежитии – самое то. Сыры – скучаю по ним до сих пор, особенно по козьему мягкому.

 

   Сидр – знакомое с юношества домашнее яблочное винцо (дед мой делал его по сотне литров каждый год), хорошо идёт после бани или в жару, но в сентябре жары не бывает, а потому попробовали и хватит

 

     Вино и коньяк – очень даже хорошо. И там ежедневно применялись, и домой привезли много литров.

 

А теперь о самом главном. О «хлебе» душевном: где были, что видели, от чего перехватило дыхание. Поехали!

 

К Содержанию отчёта                              На предыдущую страницу                              На следующую страницу