Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

                                                                                                                                                                                   К Содержанию отчёта                               

Швейцарская Россия (перевал Сен-Готард)

     3 августа (суббота) уезжаем из Гриндельвальда в Италию. Но главная цель на сегодня и она же обозначена в названии отчёта – посещение частички России в Швейцарии.

     Маршрут до итальянского курорта Стреза планировал, по-возможности, по автобанам. Правда, в Швейцарии они иногда такие "автобаны" - хоть и обозначены соответствующим знаком и платные, но имеют по одной полосе в каждом направлении и ограничение скорости в 100, а то и в 80 км/час. Но ехать приятно, много интересных мест, тоннелей, мостов...

 

     Дорога получилась немного напряжённая. Народ европейский массово мигрировал с севера на юг. И если швейцарский автобан № 8 ещё как-то переваривал наплыв отпускников, то на втором автобане голландцы, бельгийцы, британцы и прочие немцы создавали впечатление движения по городской улице. Но никто не дёргался и не выёживался, а потому поток, хоть и не шустро, но двигался без задержек.

      Всё же поток превратился в гигантскую вялотекущую пробку за несколько километров до Готардского тоннеля - там четыре дорожные полосы движения переходят в две полосы в тоннеле

     

     Нам совсем не надо было в этот тоннель, нам надо на перевал Сен-Готард (Gotthardpass), но до съезда к нему пришлось простоять в этой пробке около часа.

     Свернули на перевал - здесь ехалось веселей. Достигли намеченной парковки у Чёртова моста (46.64674, 8.59038) и с гордостью посетили кусочек русской территории, почтили память наших ребят и фельдмаршала А.В. Суворова

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     Маленькая историческая справка: Как в 1799 году там, за тысячи вёрст от России, очутились русские солдаты? В тогдашних войнах не было понятия «линия фронта» и всё решалось в мелких и крупных «битвах». А до битвы (и после) группировки войск часто совершали тяжёлые дальние походы.

     Политическая ситуация в Европе в тот момент определялась противостоянием самой сильной державы Франции и её новой мощной армии во главе с молодым, талантливым и невероятно удачливым генералом Бонапартом с одной стороны и неустойчивой, раздираемой противоречиями коалицией держав в составе Австрии, России, Англии и др. с другой стороны. Маленькие и большие битвы и манёвры шли в разных местах на территории от Египта до Нидерландов и в прилегающих морях. Сам Наполеон был в это время в Египте (он был одержим «наполеоновскими планами» по завоеванию Ближнего востока и Индии).

     И конкретнее по месту. Суворов (а к тому времени он уже имел заслуженную мировую славу непобедимого полководца) получил приказ императора      Павла выдвинуться со своим корпусом в союзную Австрию, получить под своё командование австрийское пополнение и с этой группировкой вторгнуться в Италию, где хозяйничали французы.

     Александр Васильевич блестяще осуществил этот манёвр, совершив весной 1799 года сложнейший переход из Австрии через Альпы в Италию. А затем гениальный полководец в течении лета того же года наголову разгромил в нескольких сражениях в Италии французские войска под командованием генералов Моро, Макдональда и Жубера. Вся Северная Италия была очищена от французов, так что с поставленной задачей Суворов превосходно справился.

     Но в Швейцарии дела у союзников шли плохо и Суворов получил приказ двигаться им на помощь. Путь суворовского войска в сентябре 1799 года пролегал, как раз через альпийский перевал Сен-Готард с юга на север. Но не только опаснейшие горы препятствовали нашим солдатам, это был действительно кровавый прорыв через несколько ожесточённых сражений с французами на перевале. И одно из самых жестоких столкновений произошло у Чёртова моста. И везде фельдмаршал был рядом со своими солдатами, в том числе с моими земляками – пензяками толстопятыми (допускаю, что среди них могли быть и мои предки)

 

-Надпись у памятника А.В. Суворову в Пензе- Фото А. Дилигенский

 

 

     А в это же время в Швейцарии австро-русские войска, к которым шёл Суворов, были разбиты французами. Но не было тогда интернета и телефона, и наш фельдмаршал ничего об этом не ведал.

     Суворов, у которого оставалось всего 20 тысяч солдат, шёл на соединение с союзниками, не зная, что соединяться теперь не с кем и в швейцарской долине полностью доминирует огромная французская армия. Известие об этом несчастье пришло, когда русские с невероятно тяжелыми боями уже прорвались через альпийские перевалы и спустились в швейцарскую долину, которая теперь превратилась в западню.

     Очень вероятно, другой полководец в такой ситуации (вокруг только враг и горы) капитулировал бы, но Суворов повел свои измотанные войска дальше на прорыв, громя при этом французские отряды, и прорвался в Австрию – не только через французов, но и через горные кручи. Перед прорывом фельдмаршал выступил перед своими солдатами, объяснил всю трагичность ситуации, закончив выступление словами: «Мы — русские! С нами Бог!» Ему удалось при этом сохранить три четверти своих людей. Было захвачено в плен около 3 тысяч французских солдат и офицеров, которых Суворов сумел прокормить и вывести из Альп как свидетельство великого подвига. За этот беспримерный по трудностям и героизму поход Суворов 28 октября (8 ноября) 1799 года был удостоен высшего воинского звания — Генералиссимус.

     Александру Васильевичу было в то время уже 68 лет и это был последний поход великого и непобедимого русского полководца. При возвращении в Россию Суворов тяжело заболел. Он скончался в возрасте 69 лет в мае 1800 года в Санкт-Петербурге и похоронен в Благовещенской церкви Александро-Невской лавры Санкт-Петербурга

-фото из интернета- Автор: A.I.

 

      Итак, мы в районе знаменитого Чёртова моста. Там, между прочим, очень красивое место. Погуляли по окрýге с удовольствием

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     И опять немного истории. Тот, «суворовский», Чёртов мост был сильно разрушен оборонявшимися французами и после войны начал ветшать. В 1830 году рядом с ним был построен новый мост, который также стал называться «Чёртов мост» или второй Чёртов мост. А вот первый Чёртов мост, к сожалению, в 1888 году рухнул.

     На следующем снимке второй Чёртов мост, а перед ним справа остатки опоры разрушенного настоящего «суворовского» моста

 

 

 

     Уже в 20 веке там были построены современные автомобильный и железнодорожный мосты с продолжением дорог через прорубленные в горе тоннели. Так что здесь теперь три моста и один из них (сейчас пешеходный), так называемый второй Чёртов мост, выполняет историческую функцию и неважно, что построен он в 1830 году.

Железнодорожный мост  

 

 

 

Пешеходный Чёртов мост («второй»)

 

 

Автомобильный мост (за ним виден пешеходный Чёртов мост)

 

 

Вид из-под автомобильного моста на исторический Чёртов мост и на железнодорожный мост (на заднем плане)

 

 

Вид из-под железнодорожного моста на исторический Чёртов мост и на автомобильный мост

 

     Ну и вновь возвращаемся к названию этого отчёта «Из России в Россию и обратно». Второе упоминание «Россия» как раз относится к этому месту у Чёртова моста. Русский памятник — 12-метровый крест, высеченный в скале был открыт в сентябре 1898 года благодаря инициативе князя Сергея Михайловича Голицына. Община Урзерн, на чьей территории находится Чёртов мост, во время строительства памятника в знак восхищения героизмом русских солдат приняла решение безвозмездно уступить России земельный участок для его сооружения. И с тех времён скала, в которой высечен памятник, площадка перед ней и ведущая к памятнику дорожка являются российской территорией площадью 495 кв. метров

 

 

 

 

 

     Посетили дальнюю Россию, пора и обратно возвращаться. Правда, этот обратный путь почти две недели будет длиться, так что продолжаем наслаждаться горным путешествием.

     А пока от Чёртова моста медленно едем по перевалу Сен-Готард и достигаем высшей его точки (46.5563, 8.56412). Здесь большой придорожный комплекс с парковками, магазинами, музеем… 

 

 

     Но наша цель находится на расположенной тут-же невысокой скале, куда мы без труда залезли. Это немного аллегорический памятник А.В. Суворову, установленный прямо на скалу, без всякого постамента

 

     В отличие от своих «чудо-богатырей» Суворов и на самом деле был не богатырского сложения, а здесь он к тому же стар и слаб. И смысл такого негероического изображения великого полководца, по-моему, в том, что победы достигаются не столько силой, сколько умом, верой, уменьем, смекалкой, волей… «Побеждать не числом, а уменьем» - он всю жизнь следовал этому своему принципу.

     В составе скульптурной группы также верный швейцарский проводник Суворова Антонио Гамма. Третий человек на фотографии к памятнику не имеет никакого отношения:-). Здесь мы с моим тёзкой одного возраста

 

Памятник установлен в 1999 году в честь 200-летия перехода армии Суворова через Альпы. Автор монумента - скульптор Дмитрий Тугаринов

 

Спускаемся с перевала. Ну что хотите со мной делайте, но я не устаю наслаждаться красотой гор

 

     Тем более, что по дороге есть специальные видовые площадки, откуда открываются фантастические панорамы. Вот одна из таких площадок (46.53547, 8.57447) и шикарный вид с неё

 

 

 

 

 

 

     Вот по этой красивой дорожке проследовали мы дальше вниз и заехали потом посмотреть на большую плотину Верзаска (Verzasca Dam) - 46.1948, 8.85058

 

 

 

С одной стороны грандиозной плотины прекрасно смотрится водохранилище,

 

 

а с другой стороны уже синеет озеро Лаго-Маджоре

 

 

     На самóй плотине нас ожидал сюрприз - душещипательное шоу под названьем джампинг (тарзанка). Мы там выступили… В качестве зрителей:-).

     Сигающие с плотины девушки и юноши старались держаться молодцами, но в страшную пропасть летели с душераздирающими воплями

 

 

 

 

На видео-ролике всё видно и слышно

     Испугавшись большой очереди на прыжок в бездну:-), мы сели в машину и покатили вдоль озера Лаго-Маджоре в сторону совсем уже близкой Италии.

 

К Содержанию отчёта                         На предыдущую страницу                         На следующую страницу