Балтийско-прусский манёвр
Швеция – Дания – Германия - остров Рюген - Берлин
14 августа.
От отеля выбираемся на трассу Е6 по узким пригородным дорожкам. В спортивных сооружениях
рядом с дорогой угадываются олимпийские объекты – здесь проходила зимняя Олимпиада в 1994 году.
Маршрут на день: Лиллехаммер – Мальмё (Швеция) – ок. 750 км.
Сегодня - только движение, с необходимыми остановками. Дорога хорошая, в основном - автобан.
Быстро и почти незаметно попадаем в Швецию
и уже во второй половине дня подъехали к Мальмё.
Забронирован отель Djurslövs Brygghus под Мальмё.
Гостиница расположена в пригородной тихой деревушке с помпезными фамильными особняками, носящими в названии слово «вилла»
На парковке отеля знакомимся с немкой из Берлина и вполне себе сносно общаюсь с ней на Дойче. Темы простые: Откуда, Куда, Что видели, Погода…
В отеле персонала никакого нет. С помощью полученного по интернету кода, а также вышеупомянутой немки и непереводимых словосочетаний русского языка
открываем входную дверь и свой номер.
Утром завтрак и расчёт в присутствии старого шведа-хозяина. Как только признал в нас гостей из России,
стал подчёркнуто улыбчиво-доброжелательным и разговорчивым.
На какой смеси языков мы с ним разговаривали я уже и не помню, но «встреча прошла в духе взаимопонимания». Крепко и долго жал мне руку на прощание.
Ну, а нам сегодня предстоит три раза пересечь Балтийское море – по мосту, по тоннелю и на пароме
Заезд в Мальмё, в район набережной и кручёного небоскрёба Turning Torso
Место на парковке (55.616142, 12.975003) находится с трудом. Как оказалось, причиной этого стал какой-то детский праздник на набережной
Погуляли по набережной и прилегающему скверу, пользуясь хорошей погодой
и с большого расстояния лицезреем мост чудовищных размеров, по которому нам вскоре предстояло проехать
Выполнена важнейшая запланированная покупка в специализированном магазине
и закупка продуктов в огромном гипермаркете MAXI перед предстоящим двухдневным отдыхом.
А теперь двигаемся за город и осуществляем платный переезд через Эресуннский пролив по тому самому гигантскому мосту
до балтийского острова Пеберхольм
и далее по подводному тоннелю до Дании.
Дания встречает широченными автобанами с интенсивным движением в предместьях Копенгагена.
После Копенгагена едем на юг острова по Е47 и затем поворачиваем на дорогу Е55. Рядом c этой дорогой запланированный заезд в
«GisselfeldKloster» - частный замково-ландшафтный парк (55.292063, 11.970108).
Прогулка по парку с обзором замка 16 века была весьма приятна
Конюшня. Но ни самих лошадей вокруг, ни их следов не обнаружилось
Да и людей было совсем не много. Тихо, аромат свежескошенной травы и дух древности
Есть там и большая оранжерея, открытая для посетителей
Орхидея
Парк находится на расстоянии около 5 км от автомагистрали. Тем не менее, мы умудрились на обратном пути до автобана немного поплутать,
самоуверенно не доверившись навигатору. Затем были ещё задержки из-за ремонтов дороги и потому было принято решение не заезжать
в намеченные для посещения объекты с церквушками и ветряками, а двигаться к парому Gedser-Rostock - (54.574233, 11.924307),
отправление которого в 15.30 и мы боялись опоздать. Билет был куплен заранее по интернету http://www.scandlines.de/.
Проезжая через пункт оплаты парома, отдали распечатанный билет контролёру, он прислонил билет штрих-кодом к автомату и тот выдал нам посадочный талон
с указанием номера рулёжной дорожки. По ней мы и подъехали к очереди машин на паром.
Времени в запасе оставалось ещё минут 15 и было решено подкрепиться только что закупленными продуктами прямо в машине. Получилось хорошо.
Причалил огромный немецкий паром «Кронпринц Фредерик», началась разгрузка приплывших из Германии машин и почти одновременно погрузка машин с нашей стороны.
Балтика не штормила, но таких красот, как в Норвегии, вокруг не наблюдалось.
Вместо настоящих норвежских лесов появились «леса» ветрогенераторов, заполонивших, кажется, уже почти всю Европу
От былой к ним симпатии у меня сейчас мало что осталось.
Паром показался нам менее комфортным, чем тот - такой же огромный, которым мы пользовались в Норвегии при переправе с Лофотенских островов.
Хотя, кроме кафе, присутствовал ещё и магазин косметики, не оставить в котором часть содержимого своего кошелька штурман просто не могла.
Hallo, Deutschland! Привет, Германия!
От Ростока до острова Рюген ехали не по автобану, а по обычной дороге № 105 – вполне себе быстро и приятно,
несмотря на некоторое количество светофоров.
С материка на остров Буян (а именно так, по легенде, назывался в древности этот остров) ведёт красивый и большой мост.
Начав с некоторых пор сильно интересоваться историей, я мечтал попасть на этот остров вот ещё почему.
Остров Рюген, возможно, имеет прямое отношение к истории Российского государства.
Цитата из "Повести временных лет": "И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью...
Сказали руси они:"Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами"...
И от тех варягов прозвалась Русская земля".
Так вот - нигде более в европейской и скандинавской, в том числе, истории не упоминаются "варяги-русь" и никто точно не знает кто они и откуда.
Из всех немногочисленных исторических версий мне нравится эта. "Русь" - это русии или ругии - славянское племя, населявшее в ту пору остров Рюген.
И Рюрик - прародитель нашего государства, он отсюда родом! Вот на какую землю занесла меня судьба путешественника.
По острову проехали без задержек и к вечеру заселились в апартаменты Pension Postmeisterhaus (54.54676, 13.24721).
Хозяин был очень приветлив, пообщались на немецко-русском наречии. Хайко (так зовут хозяина) учил давным-давно русский язык в гэдээровской школе,
как и мы когда-то немецкий в своих школах. Понимали друг друга хорошо и несколько раз беседовали за время нашего там проживания.
Приличные апартаменты с кухней и холодильником, да ещё и с хорошим завтраком без дополнительной оплаты.
Ближе к ночи в небе раздалось курлыканье и гоготание пролетающих клиньями и стаями разнообразных диких птиц. Было красиво и романтично.
Птичьи манёвры возобновились с утра
Весь день ездили и гуляли по острову Рюген. Проехали-то всего чуть более 100 км за день, а для ног пройденное на них расстояние было ощутимым –
об этом ноги поведали уже вечером:) Все знают, конечно, насколько приятна эта усталость в ногах после открытий и эмоций экскурсионного дня.
Да ещё под вкусный ужин с бокальчиком-другим хорошего винца…
И все передвижения по острову-курорту Рюген делаются ну очень неспешно – тут сама атмосфера к этому подвигает.
По-моему, и многие автодороги здесь не осовременивают, что б не провоцировать людей и машины на резкие движения.
Вот таких, например, дорог полно
С такими предупреждающими знаками,
такими укромными поворотиками
и симпатичными объектами по сторонам
За день получился скромный пробег по кольцевому маршруту
Сначала на пароме (1 км от гостиницы) переправились к мысу Аркона. Парковка у Путгартена (54.673915, 13.419341).
Дальше до побережья можно добраться на паровозике «Чу-чу» с водородным двигателем,
а также на своих двоих или на восьми лошадиных
Из достопримечательностей там маяки с возможностью забраться наверх для обзора,
новобрачные:) с плиточным (вместо модных ныне замкОв и ленточек) увековечиванием своих эмоций
и, конечно же, сказочный морской берег!
Есть и «рука Москвы»
и, вероятно, натовский радар – с мыса Аркона, стоит взглянуть на карту, можно «просвечивать» всю Балтику
Когда я увидел эти вершки подземных бункеров времён Второй мировой войны,
сразу вспомнилось, что здесь, как и по всей Передней Померании, в гитлеровскую эпоху и в конце войны происходили
весьма знаменательные и трагические события.
Особенно ярко всплыла в памяти пронзительная история, которую откопал в интернете во время подготовки к поездке.
Но это тяжёлая вещь и я оставлю ссылку на неё после рассказа о безмятежном нынче Рюгене.
Следующий объект - Национальный парк «Ясмунд» (Jasmund). Большая парковка (54.562266, 13.624223) в местечке Хаген.
Чуть в стороне раскинулись оленьи загоны при ресторане. Эти привлекательные четвероногие общительнее, чем их северные свободные сородичи
Здесь можно, конечно, долго бродить по лесопарку и много чего увидеть. Но главная цель большинства туристов – это крутые и высокие меловые берега.
Они находятся в районе туристического центра Königsstuhl (Королевский стул)
От парковки туда можно добраться на автобусе (3 Евро) или пешком (4 км).
Экскурсия в «Центр» и к Королевскому стулу (это красивая меловая береговая скала) стоит ещё 7,5 Евро.
Виды со стула
«Мимо острова Буяна…»
Самого «Королевского стула» с него, естественно, не видно. И для его обозрения нужно уже бесплатно сходить на площадку «Victoria Sicht»
(при желании сэкономить, можно сразу, перед турцентром, свернуть направо по указателю Victoria Sicht)
с прекрасными видами этого самого Стула
Потом была большая прогулка по очаровательному городку Путбус (Putbus).
Большущий парк с ненастоящими растениями и животными,
и с настоящими
Для встряски мироощущения зашли в Перевёрнутый дом (Haus auf dem Kopf)
Из замеченных «несоответствий образа»:
мужик в работающем телеящике не желал переворачиваться
и рулон туалетной бумаги всё-же подчинялся закону гравитации
Музей «Welt der Experimente», по соседству с домом, был закрыт и мы направились на «розовые» улицы Путбуса,
по которым с нюханиями, оханьями и аханьями медленно дошли до парковки
Три цвета с одного куста
Заезд в супермаркет Netto. Отличное «Бордо» за 5 Евро. Ужин под клёкот журавлей. День удался.
Город Штральзунд, хотя и находится вне острова, многие путеводители рассматривают как часть Рюгена. Туда мы заехали уже на следующий день, 17 августа.
Встали рано (до 7 часов), быстро собрались, но не спеша позавтракали.
Распрощались с Хайко, рассказал ему, куда дальше путь держим – парень был немало удивлён.
Шёл дождь - моросящий, холодный, промозглый. И дул сильный ветер. В общем, «не фонтан».
Но как только подобрались поближе к Штральзунду, погода смилостивилась и дождь прекратился, но теплее стало совсем ненамного.
Обошли центр старого ганзейского города, попили кофе с пирожными в кафе «для сугреву», осмотрели рыночную площадь с торговыми палатками
с изделиями местных умельцев – керамика, игрушки, продукты и т.д.
С одной стороны площади находится Ратуша 13 века и рядом с ней церковь Св. Николая
Вход в церковь (основной материал кирпич, а не камень)
Парковались в центре города, напротив церкви Св. Марии и невнятного памятника не очень понятно кому и чему – никаких надписей нет,
вверху вылеплен барельеф советского герба, внизу две фигуры – советского солдата и гражданского мужика - обмениваются рукопожатием
Отъезжаем с парковки, проезжаем мимо этого памятника и опять вспомнил я эту историю http://www.vokrugsveta.ru/vs/article/2674/
А впереди был Берлин.
В Берлин не торопились, т.к. заявленный в бронировании заезд в отель начинался с 15.00.
Специально ехал, в основном, не по автобанам.
И была ещё одна этому причина. Дед мой, Климов Алексей Васильевич,
закончил войну в этих краях.
Как он говорил, остановились 40 – 50 килОметров севернее Берлина.
Здесь он пробыл несколько месяцев до демобилизации.
Вот и я тихо ехал по этим местам – там все тихо едут, размеренное немецкое движение по узким дорогам.
Очевидно было, что практически никаких существенных изменений в окружающей обстановке здесь не произошло с 1945 года.
И я сейчас вижу те же деревни и дома, те же леса и поля, что видел тогда мой дед…
Одна из рассказанных им фронтовых историй как раз касалась этих мест и того же победного майского времени.
Служили у них в батарее командир орудия – крестьянин из Мордовии и у него был наводчик - москвич с претензией на интеллигентность.
Вялотекущий конфликт интеллектов продолжался всю войну и трагически завершился в период победно-пьяной эйфории тем, что командир орудия застрелил своего наводчика.
Полку задержали демобилизацию, отобрали трофеи (отрезы тканей, аккордеоны, швейные машинки и т.д.), разломали их, сложили в кучу и сожгли.
Кино воспоминаний было прервано реальностями берлинского мегаполиса – дорожная ситуация требовала высокого внимания.
Как я ни старался - всё равно прибыли рано, около 14.00 и… были заселены без проблем.
Персонал на регистрации в отеле – берлинские русские женщины. Машину поставили в отельный подземный гараж
и вещи с помощью лифта прямо из гаража перенесли в просторный и уютный номер на 4-м этаже.
Гостиницей Hotel Arena Inn - Berlin Mitte, в итоге, остались довольны.
Малость отдохнули и на метро (вход на станцию линии U6 расположен в 20-ти шагах от входа в отель) быстро добрались до центра города
Долго разбирались со схемой бедного и бледного (по сравнению с московским) метро и с системой оплаты проезда и покупки билетов.
Окончательно допёрли уже на обратном пути. Проезд чудовищно дорог – 2,60 за одну поездку. Но если вы собираетесь интенсивно
передвигаться по городу - есть варианты комбинированных проездных билетов типа "Tageskarte Berlin AB" за 6,70.
Переходы со станции на станцию - по поверхности земли.
Клетка с буквой U – это вход в метро
Вышли на улицу Унтер-ден-Линден (Unter den Linden) и сразу с помощью встречных пищевых ароматов поддались искушению отдаться чревоугодию.
Взглянули на часы – уже начало четвёртого и давно пора обедать. На этой центральной улице Берлина полным-полно едальных заведений,
сиеста здесь не в фаворе и мы быстро зашли в кафе, где были оперативно обслужены угодливым и любезным официантом.
Заказали вина, пива и по венскому шницелю. Для «разогрева» нам принесли вкусного сливочного масла и свежего хлеба –
устоять было невозможно и холестериновые бутерброды уплетались с завидным аппетитом.
Лёгкие душевные опасения по поводу венских шницелей оправдались – их нам несли уже два официанта.
Это были огромные куски мяса величиной с совковую лопату. Плюс отварная картошечка и вкуснейшие маринованные порезанные
огурцы на отдельных тарелках. Как ни были мы голодны, справиться с этой горой еды было чрезвычайно не просто,
но «русские не сдаются» (тем более в Берлине) и победа была за нами.
А впереди была экскурсионная прогулка по центру Берлина. Мы справились и с этим.
Российское посольство на Унтер-ден-Линден, недалеко от Бранденбургских ворот
Перед Бранденбургскими воротами громко митинговали, по-моему, курды. Отчего с фасада к воротам было не подобраться
Вне политики оставалась только квадрига под управлением богини Виктории, недобро смотрящей на митингующих
Позади ворот тоже была толпа людей
И даже со стороны тихого бокового проезда ворота прикрывали «омоновские» автобусы
Дальше Рейхстаг – он расположен недалеко от Бранденбургских ворот
Затем проследовали обратным курсом к величественному Кафедральному собору
и дошли до площади Александерплатц – здесь вспомнили наше проживание в 1986 году в отеле «Штадт Берлин».
Он, хоть и под другим названием, стоит на месте, как и телебашня
Немного меня достали в этот вечер две вещи. Это почти повсеместные ремонтно-строительные работы
и второе. Предполагал, что Берлин - город свободных нравов и, в соответствии с модой последнего десятилетия, толерантный.
Проявления этого здесь сразу заметны – от упоминавшегося уже митинга у Бранденбургских ворот до всяких мелких деталей.
Но местами есть некоторый перебор. Много для центра столицы вонючих бомжей, «прибалдевших», попрошаек и каких-то странных
многополых личностей (у нас таких пока ещё нет). Но в отличие от наших, все они достаточно тихие и миролюбивые, как и местные собаки.
Правда, и отношение к ним со стороны нормальных людей тоже не агрессивное, опять же, в отличие от нас.
Ну, это, наверное, брюзжание. Берлинцы, в массе своей, весёлый и радующийся жизни народ
Утром следующего дня после завтрака сразу приступили к главному делу – поехали на машине в магазин выполнить приятное поручение дочери и зятя.
Рабочий день, центр огромного города и почти никаких пробок – хорошая организация движения и высокая дисциплина водителей.
В магазине всё получилось нормально и ближе к середине дня мы вернулись в гостиницу и выступили на экскурс по городу.
Теперь уже привычно воспользовались метро, на Фридрихштрассе купили билеты и сели в жёлто-зелёный экскурсионный автобус City Circle Tour.
Начался дождь, наверху сидеть было невозможно и пришлось спуститься на первый этаж автобуса.
Вышли на запланированной остановке у дворца Шарлоттенбург (Schloss Charlottenburg) и дождь, как по заказу, закончился.
Правое крыло дворца на фото обрезано – там, конечно же, ремонт и всё в строительных лесах. Снимаю только центр и левое крыло
Входы в здание дворца, за исключением сувенирной лавки, закрыты – был понедельник.
Обошли дворец и парковую территорию вокруг него.
Лужайка перед оранжереей
Купол главного входа со статуей Фортуны
Аллея к мавзолею королевы Пруссии Луизы
Территория дворцового парка обширная
Вид на дворец со стороны парка
Парк примыкает к реке Шпрее, которая питает сеть парковых каналов и прудов
Честно говоря, не хотелось покидать этот тихий и уютный оазис и вновь выходить в шум и суету городских улиц
На том же жёлтеньком автобусе переехали на остановку Чекпойнт Чарли (Checkpoint Charlie).
Это музейные остатки блок-поста между советской и американской зонами послевоенного Берлина
Есть и кусок Берлинской стены
Советского здесь нет, практически, ничего. Если не считать позорно разорванного «последнего кремлёвского знамени» на стене «музея»
и портрета якобы советского солдата, но с российским нарукавным знаком различия на форме
Быстро обошли этот островок американской пропаганды и пошагали пешочком по берлинским улицам.
Знаменитый берлинский бульвар Курфюрстендамм (Kurfürstendamm)
соседствует с современными кварталами
Офис партии немецкого канцлера А.Меркель
Центральный германский мемориал жертвам войны и насилия
Современные монументы «выразительны и информативны»
Обошли Остров Музеев и прилегающие территории. И здесь тотальные ремонты и всё закрыто
День прошёл плодотворно. Общее впечатление от Берлина – город интересный, но зА душу не зацепил.
Завтра прощаемся с немецкой столицей и резко удаляемся в тёплые края.
На предыдущую страницу В начало этой страницы На следующую страницу