|
Крым-2012Второе большое путешествие в этом отпускном сезоне после непродолжительных дискуссий было назначено в Крым, а именно на Южный Берег Крыма (ЮБК). Мы не были там в прошлом году и соскучились. И просто хотелось "счастья разнузданной лени", а таких мест для этого, как ЮБК, мы для себя не много представляем.Маршрут заранее почти не прорабатывался, гостиницы для ночёвок в пути небронировались. Решили только ехать туда не через "центровой" погранпереходНехотеевка - Гоптовка (последние впечатления о нём были подпорченыбольшими очередями и постоянными вымогательствами со стороны украинскихстражей границы), а через "деревенский" переход Тёткино - Рыжёвка.Но по настоящему важным и нелёгким пунктом в период подготовки был поиски бронирование места пребывания на ЮБК, поскольку для нас самым важнымкритерием в этом, помимо близости моря и гор, является удобство для выгулабольшой собаки и возможно меньшее скопление людей. Выполнить этот райдерна перенаселённом Южном Берегу не просто. Но компромиссный вариант былнайден и скреплён телефонной договорённостью с администрациейприглянувшихся нам апартаментов.
А вот, вкратце, что из этой затеи получилось... |
Выехали 2 сентября по маршруту: Смоленск – Брянск – М3 – Хомутовка – Рыльск – Глушково – п/п Тёткино – Рыжёвка (Белополье) – Сумы – Ахтырка – Б.Рублёвка – Артёмовка – Чутово – Карловка – Красноград – М18 (старая дорога) – Новомосковск - ЮБК.
(Схема неточна в районе указанного в тексте погранперехода - маршрутизатор не знает тамошних дорог)
Переход границы на п/п Тёткино – Белополье занял около полутора часов из-за стопорения с украинской стороны. Очень похоже, что это делается умышленно для нагнетания обстановки и дальнейшего предложения платных услуг по ускорению прохождения границы.
От Смоленска до Рославля половина дороги – «автобан», и до Брянска двухполоска с приемлемым покрытием. М3 от Брянска до Хомутовки – бетонка со стучащими швами, но без катастрофических ям и выбоин. От Хомутовки до Тёткино очень хорошего качества просёлочные дороги. Единственный убийственный участок по территории России – в Тёткино метров 500 до погранперехода. На Украине дороги существенно хуже – это общее впечатление. Конкретно, сразу после границы по Белополью очень плохой участок дороги, а затем везде до самой М18 весьма часто попадаются участки дорог с большой колейностью, опасными выбоинами. Очень короткое хорошее исключение – участок по трассе Харьков – Полтава. Старая дорога М18 Красноград – Симферополь на большей части своей протяжённости не модернизировалась ещё со времён Леонида Брежнева. Текущий ремонт тоже проведен не везде. Местами даже кюветы заросли кустарником и деревьями. Опять же, исключения есть и здесь – это псевдоавтобан, протяжённостью километров 20 – 30 перед Симферополем и участок от окружной симферопольской дороги до выезда из села Перевальное перед Ангарским перевалом через сплошную «населёнку» - его модернизировали в четырёхполосную дорогу, что заметно облегчает прохождение этого напряжённого места.
Площадок для отдыха вдоль всей дороги М18 как не было тридцать лет назад, так нет и сейчас.
Придорожный сервис. Останавливались на ночлег в мотеле “Катюша» в Новомосковске Днепропетровской области. Ранее бывали здесь много раз. Впечатление, что с 2005 года ничего не только не изменилось, но и стало заметно хуже и дороже. Двухместный номер с отдельным санузлом потянул на 1600 руб. Отношение персонала к клиентам, мягко говоря, невежливое. Упадок налицо.
Заехали пообедать в знакомое придорожное кафе «Чайка» перед Джанкоем. Салфеток на столе нет, как и прибора со специями. Пухленькое меню оказалось бутафорией, официант сразу предупредил, что можно заказать реально. Заказанные нами «украинский борщ» - жидко-бульонного типа и совершенно без описанных в меню мясных наполнителей. Солянка оказалась жидкой и также без мясных ингредиентов. Разогретый в микроволновке жареный пеленгас (знакомая нам вкусная черноморская рыба) был совершенно несолёный. Короче, "Чайке" – незачёт.
Комплекс “Коралл», в лице «манагера» Оксаны, встретил весьма приветливо. Номер двухэтажный: на первом этаже - гараж и площадка перед ним, на втором - жилое помещение в составе 2-х спален, санузла и маленькой кухоньки, плюс большой балкон «с видом на море» ( на самом деле - до моря метров двадцать). Цена – 1200 руб. в сутки. Патрика выводили на прогулки через дверь аварийного выхода, которая находится в коридоре рядом с нашим номером и выходит прямо на место выгула собаки, что для нас было сильно удобно.
Телебачення. Россия по-прежнему является неиссякаемым источником вдохновения для предвыборных оранжевых пиарщиков. Предвыборная агитация просто немыслима без российского (точнее – антироссийского) фактора: интенсивная эксплуатация термина «газовая кабала»; русский язык в образе вороны и украинский в образе соловья – противопоставление; перечисление гнобителей украинского языка, начиная с Петра-I и заканчивая Н. Хрущёвым (!). А в России–то есть мнение, что только за подаренный русский Крым на современной Украине должны повсеместно стоять в знак благодарности золотые памятники Н.С. Хрущёву. А получается вот такая «благодарность»!
По Крымскому ТВ показывают, в основном, российские (иногда – советские) фильмы.
На пляж вход разрешён только жителям комплекса, поэтому народу совсем мало. Патрику можно купаться по вечерам.
Грязновато как-то вокруг и пыльно. Склоны гор скудно зелены и не блещут былой красотой. И классическая южнобережная комбинация "море + горы", в целом, совсем не так ярко впечатляет, как в прежние годы…
Вечерами иногда выходили пофланировать вдоль берега, а как-то и с целью поужинать в каком-нибудь близлежащем едальном заведении. Увы, безрезультатно… Предложение типа: разогреем уже давно пожаренный шашлык или скумбрию. Или грязноватые мужики готовят рядом с пыльным тротуаром восточные мясные блюда. Вобщем и в том и в другом случае пробуждающийся было аппетит был придушен на корню. А может, избаловАлись мы в европах. Пришлось вернуться в номер и готовить ужин самим. Впрочем, однажды заглянули в показавшийся приличным "Камышовый рай" - тушёная баранина и свежая отбивная под водочку были вполне себе неплохи. Цены не ниже российских.
Погрелись пару дней на солнышке и решаем проехаться по ЮБК.
Сначала заехали на автомойку – цены, как и в Смоленске.
Затем, впервые посещаем дворец Александра III (Массандровский дворец). Дворец начинал строить в 19 веке князь Воронцов С.М., а затем после череды драматических событий он перешёл во владение Императора России, который и достроил его, практически не изменив первоначальный проектный замысел.
Симпатичный небольшой дворец и в целом красивый ландшафтный парк. Но можно отметить неухоженность прилегающей к дворцу территории: трава (не везде сортовая) плохо выкошена, фонтан не работает и пруд при нём замусорен и не очищается, по всей видимости, уже очень давно.
Но розы вокруг дворца – великолепны!
Затем заехали к винзаводу «Массандра» в магазин и затарились фирменными напитками, в том числе, Граппой (виноградная водка или чача) местного пошиба – её стали здесь производить совсем недавно, года 1,5 – 2. А уж про уникальные массандровские вина говорить не надо, их нужно употреблять.
Посёлок Массандра
Очень мягко движемся дальше. И не по причине большого количества загруженных бутылок, а потому что по Южному Берегу надо всегда так ездить - это одно из немногих райских местечек на Земле.
А дорога-то красива! Южнобережное шоссе.
Оно ведёт нас, на этот раз, к старому знакомому месту – Ласточкиному гнезду и скале Парус напротив. Мы были там давно и со стороны моря, а теперь захотели подобраться с суши. Многоступенчатая тропа вьётся от автопарковки к этому замку. Виды по пути сногсшибательные, как и на площадке возле Гнезда. К сожалению, доступ на террасу, что расположена вокруг замка по кромке обрыва, закрыт.
На обратном пути, уже сильно проголодавшись, заехали в ещё одно хорошо знакомое место –придорожный ресторан «Козачёк» (вблизи от Гурзуфа). Вот тут всё на 5 с плюсом. И поддерживается на этом уровне уже на протяжении нескольких лет. Оригинальное внешнее и внутреннее оформление, обязательная встреча каждого прибывающего у входа служащими в национальной одежде с подносом с рюмкой горилки и бутербродиком.
Богатое меню, бесплатный WiFi, прекрасный вид на море с открытой террасы.
Всё, что мы заказали в этот раз (как и в прошлые посещения) было изумительным: морс, сало-чесночная намазка на хлеб, первачок собственного изготовления крепостью 57 градусов, окрошка, солянка - ложка стоИт, барабулька, вареники с вишней и клубникой. Полный зачёт и убедительная рекомендация к посещению.
Заезжали туда два раза за эту поездку.
Однако, цена сего удовольствия была около 50 - 65 Евро за обед на двоих. Дороговато, конечно, будет для придорожного ресторана и, в среднем, соответствует уровню цен в Зап. Европе, но значительно выше, чем в соседних Польше или Чехии.
В один из дней где-то между Гаспрой и Кореизом разыскали дворец «Дюльбер». Дворец построен в восточном стиле в конце 19 века по заказу великого князя Петра Николаевича, дяди императора Николая II. Там в данный момент санаторий и войти на территорию стоило нам 40 Гривен. Красив и сам дворец и прилегающий парк, вплоть до пляжа с чистой лазурной водой (и это при штормящем море).
Другой намеченный к посещению дворец – Юсуповский, был наглухо ограждён высоким красивым забором и наши попытки проникнуть за ограду оказались тщетны. Там сейчас что-то типа "закрытого" санатория, но то что объект "режимный", это точно.
Но хоть на белок поглазели...
Затем у нас было запланировано посещение вершины горы Ай-Петри, нависающей живописным гребнем над Ялтой. Туда можно попасть либо по новой канатной дороге, которая начинается от Мисхора и с одной пересадкой забросит вас до вершины минут за 12.
В кабине помещается до 40 человек.
Другой вариант попадания на Ай-Петри - по автомобильной дороге, которая начинается от Южнобережного шоссе на территории Ялты в направлении на Бахчисарай.
Теперь, реалии жизни. На нижней станции канатной дороги в Мисхоре огромная очередь (и это в сентябре!) и уже на подступах к ней крутятся шустрые татарские ребята, предлагающие за такие же деньги (60 Гр) подбросить вас на Ай-Петри на микроавтобусе.
Путь не близкий и не скорый, но они так красочно рекламируют прелести этого пути, что автобусики набиваются доверчивыми гражданами довольно быстро и споро отчаливают один за другим. Убедительнейший совет: если вы на автомобиле и имеете опыт вождения хотя-бы с годик-другой, езжайте на Ай-Петри самостоятельно! Это будет и дешевле, и свободней, и красивее. Там обычная "альпийская" дорога, требующая повышенной внимательности и аккуратности при управлении автомобилем. Или уж дождитесь канатки – быстро и весело. Учтите, ждать придётся в очереди и на верху, а путь вниз стоит также 60 Гр. И ещё важное предупреждение – там, на вершине, холодно, обязательно возьмите свитерок или курточку!!!
Ну, а на Ай-Петри офигенная красота! И засилье навязчивого татарского сервиса, в том числе и в меню едальных заведений.
Ялта
Мисхор
Макушка горы Ай-Петри
Поездки по Крыму сочетались с пешими прогулками в районе нашего расположения.Если прогуляться по берегу на восток от Алушты, то километра через три сразу после нудистского пляжа можно обнаружить любопытный рыбацкий посёлок (а скорее общагу) "Волна". Здесь живут и рыбачат рыбаки и их семьи, а в сезон часть этих лачуг с удовольствием и незадёшево снимают отдыхающие из самых разных регионов бывшего Союза (по номерам недешёвых машин). В этот раз видел кемпер даже из Гроссбритании. Чувствуется тут какая-то особая атмосфера и единение людей, там пребывающих. Сути я не понял и как это назвать не знаю
В очередной выезд доехали до Форосской церкви и Байдарских ворот. Эти объекты расположены на старой дорогес ЮБК на Севастополь.Церковь хороша – и на дальних подступах, и вблизи.
Перевал Байдарские ворота
и вид на церковь с Байдарских ворот
На обратном пути заехали перекусить в придорожный ресторанчик «Украинский шинок» недалеко от Фороса в сторону Ялты. Весьма живописно здесь и кушанья аппетитные: борщ с вишней (!), баранина, блинчики, вареники и морс. Полный зачёт, да и практически в два раза дешевле, чем в «Козачке».
С этой же стороны (форосской) от Ялты закупили "ялтинский" лук - он здесь существенно дешевле, чем в районе самой столицы ЮБК.
Как всегда - почти что слёзы наворачиватся на глаза, но не от лука. Пора уезжать.
Обратно решаем ехать, в основном, другой дорогой - через "центральный" погранпереход Гоптовка - Нехотеевка, что сразу после Харькова.Выехали утром 14 сентября. Отобедали вкусно в придорожном кабачке "Чумацький стан". Это перед Васильевкой Запорожской области.Заехали в Новомосковск Днепропетровской области, чтобы полюбоваться Троицким собором
От Новомосковска до Харькова едем уже не по старой М18, а по псевдоавтобану Р51. Ночуем в очень неплохом мотеле "Усадьба" на Харьковской окружной дороге (1200 руб. за приличную двушку) и утром пересекли границу за 35 минут. Затем Белгород - Курск - Орёл - Брянск - Смоленск. В целом, дорожное покрытие на обратном пути оказалось лучше, но на участке Орёл - Брянск был очень напряжённый трафик.Все два дня обратной дороги стояла хорошая погода: солнышко, около 24 градусов. И вот за 70 км до дома внезапно хлынул дождь, температура опустилась до 13 градусов. Вот тут мы очень ярко, но с грустью осознали, что отпускной сезон закончился и...Пора по-тихоньку готовиться к новому.
|
На Главную страницу сайта |
© dolgow67 |