Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

 

Полярный Урал

 

Пожалуй, это было самым "крутым" из моих путешествий в плане необычности, экстремальности, риска и физических нагрузок. 

Началось всё с приглашения племянника Алексея принять участие в походе по "высоким широтам".  Сам Алексей к своим 29 годам (в то время) имел уже огромный опыт в хождении по "Северам", в том числе и по Уральскому хребту. Он большой любитель и ценитель северной природы, неутомимый путешественник-экстремал, спортсмен...

В итоге, не раздумывая долго в свои "под шестьдесят", я согласился. При этом не вникал особо в планы похода, целиком положившись на опыт племянника... А если б стал вникать, может быть и не поехал, лишив себя уникальной возможности пообщаться с красивейшей, девственной полярной природой...

 

     Допустим, географию я знаю хорошо и прекрасно представлял расположение Уральского хребта, делящего Россию на Европу и Азию. Верхняя (северная) часть Уральских гор носит название Полярный Урал - здесь находится самая восточная точка Европы. А северный кончик Уральского хребта упирается в Ледовитый океан. И оказалось, что именно там – уже за Северным полярным кругом и уже в Азии, в Ямало-Ненецком автономном округе находится отправной пункт похода - заполярный посёлок Харп.

   Не смущало и приличное расстояние до этого места от Смоленска – почти 4000 км.  Тысячекилометровые автопробеги были для меня привычным делом, а значительную часть пути предстояло преодолеть именно таким образом.

В целом это перемещение на северо-восток выглядит так:

 

 

       Итак, в конце июля 2008 года отправился я в путь на автомобиле Хонда CR-V (I). В первый день пройдено 1000 км, в том числе через Москву и через Волгу в Нижнем Новгороде. Ночёвка состоялась в  г. Семёнов Нижегородской области (птичка на карте).


     Оттуда, соединившись ещё с двумя участниками намечаемой экспедиции, также на Хонде, только на Civic, добираемся на следующий день до Сыктывкара.  Здесь проживает закопёрщик мероприятия – мой племянник, а также мой брат, у которого и останавливаемся. В Сыктывкаре практически окончательно устаканивается состав экспедиции (последний, девятый участник, присоединится в Инте) и комплектуется экипировка команды. Последнее выполнялось очень тщательно, основываясь на опыте корифеев северных походов, коих в команде было большинство. Один только пункт подготовки впечатляет - запас продовольствия на 2 недели с учётом пребывания 9-ти человек в полном отрыве от мест обитания людей. А сколько ещё таких пунктов и пунктиков...

Начинаем движение в сторону Заполярья. Сначала на служебном автобусе до ст. Микунь (110км),

 

 


             ещё 1700км на поезде (красный цвет пути на карте) до ст.Харп  в 40км от Лабытнанги - город находится уже в Ямало-Ненецком автономном округе        Тюменской области.

 



 

 

 

 

 

     Пересекаем Урал и Север сразу заявляет о себе - нерастаявшие даже в разгар лета снежные поляны, тундра, холодный ветер и хмурое небо. Пересекли границу Европа - Азия, обозначенную невзрачным знаком.

 

 

 

 

 


 

                                 Харп неприветливо встречает холодным дождём и зэковским этапом, прибывшим с нашим поездом. Здесь расположены несколько колоний строгого режима...

 



   Это - мы

 



                                                                  А это - этап

 

 

   Пополняем запасы зельем местного разлива и перегружаем амуницию в заказанный по интернету вездеход, на котором нам предстоит осуществить следующий этап предприятия - ЗАБРОСКУ.

 

 



 

 


     Заброска  - удачное определение предстоящего действия. На вездеходе-тихоходе предстояло забросить нас по абсолютно безлюдной болотно-гористой местности далеко (на 110 км) в горы и оставить там одних. Романтический термин "здесь не ступала нога человека" имеет тут вполне правдивую основу. На десятки километров вокруг вообще нет человеческого присутствия.

   Первые несколько километров от Харпа ехали ещё по какому-то подобию дороги, а затем пошла каменная целина, тундра, болота и стремительные потоки речушек. Мы были полны энтузиазма, энергии, даже песни напевали, несмотря на то, что внутри средства передвижения было жарко и загазовано, а "на броне" зубодробительная тряска, холодный дождичек и ежесекундная перспектива быть сброшенным на землю.

 

 



 


 

  Положительных эмоций добавляла окружающая природа со своей дикой красотой и фантастическими пейзажами.

И было это 27 июля. День Военно-морского флота.

 

 



 


 

 

 




 

 

 

   Несмотря ни на что, вездеход наш достаточно уверенно продвигался к цели и ничто не предвещало осложнений. Капут, как всегда , подкрался незаметно.

 Ночью (хотя, какая ночь в "полярный день" - светло круглые сутки) наши наёмные машинисты из аборигенов то ли ошиблись с выбором курса (дорог никаких нет!),

то ли судьба так распорядилась, но вездеход глубоко увяз в болотной трясине. Все попытки вызволить его ни к чему не привели, а только усугубили ситуацию -

у машины вышла из строя бортовая передача и на ней был поставлен крест. 

На фото все в масках-накомарниках, кроме водителей - видно гнус своих не трогает.

 

 

 

 

Приплыли!

От Харпа отъехали уже на 36 километров. Назад дороги нет (как и вперёд) - через болота пешим ходом не проберёшься, да ещё с тяжеленным и объёмным багажом. Связи никакой нет... Было от чего загрустить. 

   Находим относительно сухую полянку, выгружаем багаж с мёртвого вездехода и обустраиваем житьё-бытьё там, где совсем не намечалось.

 



 

 

 


 

   Полярный день окончательно сбил с ритма биологические часы организма и путая закат с рассветом, не устаём любоваться земной и небесной красотой, несмотря на безысходность ситуации.

 


 

 

 



 

 

 

 Вдруг (такие "вдруги" могут исходить не иначе, как от Всевышнего), один из машинистов вспомнил, что где-то в этих местах работают геологи... 

   На их поиски отправляются Алексей с машинистом. Поиски завершились удачно, геологи приехали на своём вездеходе, но попытки отремонтировать наш вездеход не увенчались успехом. К счастью, у геологов был спутниковый телефон, по которому наши водители связались с Харпом и вызвали на помощь другой вездеход. Тот прибыл через много часов и мы быстренько сложили вещи и погрузили их в подоспевший могучий аппарат.

 

 





 

   Оставшиеся 70 км пути преодолели уверенно, но не обошлось без приключений. При форсировании одной из горных рек встречная волна выбила лобовое стекло вездехода и я оказался "по уши" в ледяной воде вместе с видео-фотокамерой.  И если мне, при помощи быстрой смены белья, рюмки спирта и мобилизующего организм экстрима, удалось остаться в строю, то камера разладилась и продолжала глючить всю экспедицию.

   Проехали рядом с горой Пайёр - высочайшей вершиной Полярного Урала (1472 м) и 

 


добрались, наконец, до намеченной цели заброски - ПЯТИРЕЧЬЯ.  Итого, 110 км пути были преодолены моторизованным способом за двое с лишним суток.

Не шустро, однако!  На карте этот маршрут (Харп - Пятиречье) обозначен красным цветом.

 

 

Пятиречье - место, где сливаются пять рек в одну с романтичным названьем Танью.

 

 




 



 

 

 


 

                                               Разбиваем здесь лагерь, обустраиваемся и активно отдыхаем трое суток. Погода этому явно благоприятствовала - днём доходило до + 20 - 25.   

 


 

 

 




 

 

 

   Удачно ловится и успешно употребляется в жареном виде хариус - практически единственный обитатель здешних холодных и бурлящих рек. В малосольном варианте "харёк" нам потом сильно пригодится во время сплава для пополнения энергетических запасов организма.

 

 



 


 

 

 



 


 

 

 




 



 

 

 




 



 

 


 

   Совершили пеший поход к Каньону - горному ущелью, пробитому бурной Танью.  Идти по лесо-тундровой местности неимоверно тяжко, но все тяготы компенсируются необыкновенной красотой открывающихся пейзажей и самоуважительным чувством достигнутой цели.

 


 

 

 



 


 

 

 


   А после похода можно слегка освежиться чистейшей горной водой. Разумеется, для питья и приготовления пищи использовали воду рек и озёр - вкуснее этой воды я ещё, кажется, не пробовал. Привыкли к светлым ночам и надышавшись свежего, с ароматами тайги и гор воздуха, засыпали, как убитые.

 

 

   Не смогли испортить прекрасного впечатления даже беспощадные атаки несметных полчищ мошкИ  и гнуса, следы от которых долго потом оставались на теле, бередя приятные воспоминанья.

 

 

 

 

   Пора готовиться к очередному этапу путешествия - СПЛАВУ.  По горным рекам и по равнинным рекам и озёрам. На вышеприведенной карте маршрут сплава отмечен фиолетовым цветом: река Танью - озеро Варчаты - река Варчатывис - река Войкар

Складываем амуницию и собираем конструкцию восьмиместного катамарана и одноместной байдарки.

 

 



 

 

 

       БОльшая часть времени путешествия пришлась как раз на сплав. Штурмовали пороги и перекаты, гребли на вёслах (часто на пределе сил и возможностей организма), шли под самодельным парусом...


 




 
 
 

 

 


 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



 

 

 

 
 

 

 
 
 
 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

   Некоторые видеомоменты сплава по порожистым участкам реки Танью можно посмотреть вот здесь.

Погода очень быстро испортилась. Подул ледяной ветер с Ледовитого океана и пошли дожди. Температура днём не превышала несколько плюсовых градусов. Одежда промокала до нитки и сушилась теплом от разгорячённого греблей тела.  Останавливались отдохнуть или ночевать, но приходилось при этом решать непростую проблему – найти место для стоянки и ночлега было очень сложно, т.к. берега сплошь болота или камень. Тундра горная, одним словом.

  



 

 

 




 



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

   На островке озера Варчаты наткнулись на часовенку - какое-то душевное отдохновенье, а на берегу одной из рек посетили избушку (балОк), предназначенную для отдыха путешествующих. Но в наш график ночлег здесь включен не был и подкрепившись в уютном домике, мы продолжали нелёгкий путь.

Людей, разумеется, нигде не было.

 

 




 



 

 

 

 

   Попадались и другие следы пребывания здесь людей. Например, захоронения хантов - коконы с телами усопших, закреплённые на ветках карликовых деревьев. Предать тело земле в этих природных условиях практически невозможно.  

Или памятная табличка о погибшем в этих местах путешественнике...

 

 

 

   Ну, и одним из немногих развлечений была, конечно, рыбалка.

Как только останавливались для отдыха или перекуса - сразу же расчехлялись спиннинги и народ предавался древнейшей человеческой страсти.

После хариуса на горных участках рек, стал иногда попадаться таймень - царь-рыба северных водоёмов. А затем косяком пошёл гигантский окунь от 500гр и вкуснейшие щуки. Разумеется, такой мощной рыбалки никогда в жизни я не видел.

 



 

 

 




 



 

 

 




 



 

 

 




 



 

 

 



 

 

 

 

 

                 Некоторые рыболовные сюжеты можно посмотреть на этом ролике.

 

 

   А ещё... В один из дней во время рыбной ловли я стал замечать, что всё окружающее начинает приобретать какой-то фиолетовый отцвет. Протирка глаз ничего не изменила. Обратился со своими сомнениями к опытным походникам-северянам. В ответ отговорки типа - это усталость глаз, блеск воды, недостаток витаминов... Но затем мои цветовые ощущения стали разделять один за другим остальные участники экспедиции, вокруг становилось реально темнее, в душу закрадывалось необъяснимое чувство тревоги.  

   Обратившись к памяти и вернувшись мысленно на "большую землю", мы вспомнили, что на сегодня 1 августа 2008 года было анонсировано солнечное затмение!  И оно состоялось практически по полной программе в этих высоких широтах, чему мы были свидетелями.      Солнце было скрыто облачностью и прямого перекрытия солнечного диска увидеть было невозможно, тем более без тёмных стёкол. Но темень среди ясного дня наступила конкретная и впечатляющая настолько, что и про фотографирование забыли... 

 

 

 

       Тем временем, двигаясь всё больше на вёслах, мы по реке Войкар приближались к озеру Войкарский Сор. Грести становилось тяжело из-за попадавшихся участков, заросших водорослями. По имевшейся легенде маршрута было известно, что само озеро мелководно и сплошь заросло водорослями. Проплыть по нему на вёслах можно только зная немногочисленные чистоводные узкие места. И здесь не обойтись было без помощи местного населения. 

К вечеру очередного дня добрались мы, как раз, до первого за всё время похода места обитания людей - хантской деревеньки Вершина-Войкар. Заночевали на противоположном от неё берегу, найдя с большим трудом подходящее место для ночлега. 

 

 

 

План похода был выполнен, продукты и ресурсы любознательности, первооткрывательства, ресурсы физические и моральные были близки к исчерпанию.  

Наутро вступили в контакт с хантами - аборигенами и после непродолжительных переговоров достигли согласия и по маршруту буксировки нашего катамарана до ближайшей пристани на Оби и по цене этого вопроса.

 

 

 

   Вот эта моторная лодка и буксировала наш катамаран через озеро Войкарский Сор и затем по реке Малая Горная Обь до пристани Шурышкары - маршрут показан на карте жёлтым цветом.

 

 

 

 

 

 

 

 

   Заехав для дозаправки топливом в какую-то прибрежную деревню и пообщавшись с местным населением, добрались до пристани Шурышкары.  

Рейсовый "Метеор" по расписанию ожидался лишь на следующий день, поэтому расположились палаточным лагерем посреди посёлка и заночевали.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                Ночью рядом с нами расположилась группа из 4-х ребят-туристов, которые также выбирались из таёжных мест. Оказалось, это земляки - смоляне!   Тесен мир!

 

 

  "Метеор" прибыл утром по расписанию. 

 

 

 

 

Быстро и удобно добрались до столицы Ямало-Ненецкого округа  города Салехард, который расположен уже в устье большой Оби перед её впаданием в Северный Ледовитый океан. Маршрут на карте показан оранжевым цветом.

   Салехард произвёл очень благоприятное впечатление. Чисто, хорошие дороги, многоцветная раскраска домов, имеющих порой оригинальный архитектурный облик. Вполне европеизированный городок в заполярной Азии.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Можно уже что-то итожить.   

Впечатления колоссальные. Очень много нового, интересного, тяжёлого пришлось испытать.

    13 дней в тундре, горах, в тайге и на воде в полном отрыве от цивилизации. В случае чего, надежда только на товарищей по группе.

Дикая красота нетронутой человеком природы потрясает. 

Пишу, хотя прекрасно понимаю, что понять это можно только побывав там.

Частичка заключительного этапа экспедиции на видео здесь.

  Постепенно узнаём новости: Олимпиада в Пекине открылась, война в Грузии началась... А мы в полном неведении.

Наверное, единственная фотография, где мы все вместе в салехардском порту.

 

 

 

 

 

 


 

 

                                                       Из Салехарда переправились на пароме через Обь в городок Лабытнанги ("семь лиственниц" в переводе с хантского)

 

 

 

   Заночевали в вагоне поезда "Лабытнанги - Москва", на котором утром поехали в обратный путь. В Микуне пересели на автобус и вот мы уже в Сыктывкаре.

Встреча с волновавшимися родными и знакомыми. Дача, баня и все прелести цивилизации. Остыли от первых эмоций, кто-то уже сбрил бороду, отмылись от пота и грязи... 

 

 

 

 

                                                  И рыбку довезли

 

 

 

  Много уж времени прошло с тех пор, а свежи в душе воспоминанья и не забыть до конца дней этот уголок планеты Земля, без знакомства с которым, как и в целом без этого путешествия, моё представление о нашем мире было бы весьма ущербным.

 

 


 

 

 

На Главную страницу сайта                                   

 

© dolgow67