И З Б О Р С К и П Е Ч О Р Ы
Считается, что Изборск — ровесник Древней Руси (первое упоминание датируется 862 годом)
и наравне с Новгородом и Белоозером является одним из первых городов древней страны.
«И избрались трое братьев со своими родами, и взяли с собой всю русь, и пришли,
и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, – на Белоозере, а третий, Трувор, – в Изборске.
И от тех варягов прозвалась Русская земля». Выдержка из Повести временных лет
Сейчас это деревня – около 800 жителей. С красивым «городским» названьем, но деревня Печорского района Псковской области.
День оказался ещё более дождливым, нежели предыдущий. Мест для парковки в Изборске достаточно. Мы остановились на Печорской улице, недалеко от гостинично-ресторанного комплекса, где потом неплохо пообедали (57.70607, 27.86362)
По этой же улице, где местами сохранилась булыжная мостовая,
совсем рядом расположены и основные достопримечательности:
отреставрированные купеческие усадьбы 19 века
Церковь Сергия Радонежского и Никандра Псковского
И жемчужина городка – Изборская крепость (14 век) с Никольским собором (14 век)
Каменная крепость неплохо сохранилась и смотрится весьма величественно
Окрестности Изборска и Изборскую долину усиливающийся ливень посетить не позволил.
Теша себя слабой надеждой на милость небес, едем в Печоры, точнее в знаменитый
Свято-Успенский Псково-Пече́рский монастырь.
Место это стало явно культовым для туристов и паломников – улицы райцентра Печоры заполнены людьми, иногородними автомобилями и автобусами.
Тем не менее местечко для парковки находим без особых усилий вблизи от красиво расположенного монастыря (57.81161, 27.61403)
Датой основания Псково-Печерского монастыря считается 1473 год.
Монастырь, единственный на территории России, ни разу за всю свою историю не закрывался.
Монастырские стены
В ХХ веке монастырь уцелел просто чудом. По счастливой случайности или по воле Бога монастырь был по договору 1920 г.
отнесён к буржуазной Эстонии и оставался там вплоть до 1940 г., чем и был спасён от большевистского разорения и осквернения.
Наместник монастыря игумен Алипий (Воронов) (в 1961 году возведён в сан архимандрита) не позволил
закрыть монастырь в тяжёлые для церкви годы хрущёвской антирелигиозной кампании.
Он написал письмо Хрущёву, где отметил решимость монахов
(среди которых большинство были участниками войны и реабилитированными узниками лагерей)
защищать монастырь ценой своей жизни, а монастырские стены могут противостоять даже танковому напору. Монастырь был спасён…
Особая духовная связь существует между Псково-Печерской обителью и Киево-Печерским монастырем,
который "стал образцом для всех других монастырей и оказал огромное влияние на всю русскую религиозность".
Видимым подтверждением этого глубокого духовного родства
стали купола Успенского храма, устроенные по типу глав Киево-Печерской лавры
Вход в монастырь (Святые врата) отмечен высокой Петровской надвратной башней:
вид с улицы и вид из монастыря
Сразу после входа расположена Никольская церковь
Через низкие ворота в Никольской башне (под Образом Богоматери) проходим к Кровавой дорожке (Кровавый путь)
Мрачное название закрепилось за этой дорожкой после того, как здесь неуравновешенный русский монарх Иван-IV («Грозный»)
собственноручно убил игумена Корнилия, в чём тут же и раскаялся.
Дождь, между тем, лил почти не переставая так, что даже местная «тварь Божия» (мне больше нравится «Божье творенье») промокла насквозь
Центральный архитектурный ансамбль монастыря (слева направо):
Сретенский храм, Большая двухъярусная звонница, Ризница (красное здание), Успенский пещерный храм. На переднем плане – монастырский источник
В Успенском храме есть вход в Богом зданные пещеры (т.е. созданные Богом) -
пещеры являются монастырским кладбищем, здесь покоится более десяти тысяч человек
Во время нашего пребывания для доступа был открыт только ближний свод (с несколькими гробами), в основные пещеры доступ был закрыт.
Фотографировать, разумеется, внутри запрещено.
Несколько особняком в монастыре расположен Михайловский собор, в котором мы поприсутствовали во время службы
То ли дождь, то ли огромное число посетителей, то ли некоторая приукрашенность и помпезность части обители, куда дозволен вход толпам туристов,
не позволили ощутить той душевной благодати, которая появляется иногда при посещении культовых объектов.
Красиво – да, легендарно – да, величаво – да, а вот душевный трепет, на этот раз, не появился…
К содержанию отчёта На предыдущую страницу На следующую страницу