Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

к Содержанию отчёта

 

Финляндия - Нордкап - и снова Финляндия

 

Хорошо выспались, вкусно позавтракали и не спеша, в начале 10-го утра выехали с Васильевского острова. Несмотря на рабочий день, центральные улицы Петроградского района проехали практически без пробок. А уж Приморский проспект и, тем более, великолепный Западный скоростной диаметр (ЗСД) пролетели на одном дыхании. Да и трасса «Скандинавия» тоже оказалась весьма неплоха. Так что, после этих дорожных приятностей расхваленные финские дороги показались рутинными, да ещё и тихоходными. Но с хорошей организацией движения.

            Впрочем, скоростной режим финских дорог оказался, в итоге, не таким уж тягостным. Невзирая на общее загородное ограничение 80 км/час, на многих участках установлены знаки «100» и это уже веселее. А на длинных лапландских дорогах я часто пристраивался за шустрым финном и удавалось двигаться ещё быстрее. Зато удельный расход бензина на этих равнинных трассах оказался рекордно низким для 3,2 литрового двигателя – 8,1 л/100км.

            Стоп! Слишком лихо забежал я далеко вперёд. А пока мы только объехали Выборг. Кругом незнакомые места и дорожные указатели с названиями  финских городов. Петербургские впечатления уходят в глубину памяти, а на острие сознания появляется радостное чувство предвкушения встречи с неизведанными землями и странами.                    

 

        И всё же, заграница есть заграница. Совсем с иными ощущениями подъезжаешь к пограничному «кордону», нежели чем к любой незнакомой местности внутри своей страны. На самолёте, кстати, не испытываешь подобных волнующих моментов, как при путешествии на автомобиле. А вот не будет когда-нибудь этой физической границы, как к примеру, нет её между странами западной Европы, и лишатся тогда автопутешественники этих приятно волнующих переживаний:)

       В отличие от белорусско-польской границы, здесь первый российский пограничный пост расположен задолго до границы – минутная остановка с проверкой паспортов и едем дальше. Собственно, сам переход границы (п/п «Брусничное») оказался не совсем простым. Российскую сторону прошли быстро и без проблем (15 мин), а вот у «фиников», во-первых, была большая и медленная очередь, а во-вторых, когда подошёл черёд мне показывать документы (загранпаспорт, СРТС и гринкарта), случился обломчик. Все россияне (практически на 100% питерцы) бойко и, вероятно, честно на вопрос «куда» отвечали - «шопинг на один день» и без других вопросов растворялись на финских просторах. Я тоже честно ответил, что сначала еду в Финляндию, потом в Норвегию, Швецию, Данию, Германию и т.д. С округлившимися глазами погранец сначала начал допытываться о подробностях маршрута с занесением чего-то в свой компьютер, затем испустил протяжную фразу в рацию и, в итоге, мы налетели на лёгкий шмон нашей машины и её содержимого. Всё обошлось, но общее время перехода границы составило 1,5 часа.

 

Заезжали в финляндский город Лахти. На набережной наткнулись на подзабытое уже у нас явление – огромная барахолка. Нет, нет – не блошиный рынок, а именно барахолка с куплей-продажей всевозможных подержанных, но не раритетных, вещей и огромным количеством чухонских продавцов и покупателей в разгар рабочего дня.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ничего не купили и не продали:)

Рядом с барахолкой стоит Дом Сибелиуса (Sibeliustalo) – стеклянный снаружи, но деревянный внутри концертный зал имени известного финского композитора

 

 

 

 

 

 

 

 

Здесь же, в Лахти,  посмотрел Зимний стадион с тремя трамплинами (60.984173, 25.634985)

 

 

 

Во время дальнейшего неспешного движения до Тампере останавливаться предпочитали в этот жаркий день на берегу озёр 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В Тампере приехали с опережением графика и задолго до отправления поезда. Объясню, причём тут поезд.

До промежуточной цели путешествия – мыса Нордкапп от Тампере ещё почти 1500 км довольно однообразной дороги по тайге и тундре, т.е. два дня пути.

И уже при планировании мы решили воспользоваться здесь услугами финской железной дороги, предлагающей перебросить вас из Тампере в Рованиеми

вместе с машиной. Город Рованиеми находится примерно по середине нашего предстоящего пробега до северной оконечности Европы.

Поезд идёт ночью (спишь и едешь) и, таким образом, сберегается день пути, а по деньгам, с учётом экономии на бензине и на ночлеге в гостинице,

получаются приблизительно одинаковые затраты при движении на поезде и на машине.  А самое главное – это ж необычно и интересно!

Итак, билеты на поезд приобретались заранее, по интернету  https://www.vr.fi/cs/vr/en/cartrain_packages

Машину в Тампере поставили прямо перед местом заезда на погрузку в поезд (61.500445, 23.771664). Парковка рядышком с 18.00 бесплатная.

Впрочем, парковок там вокруг много. Можно даже заехать по аппарели

 

 

наверх и припарковаться на перроне, что некоторые отъезжающие и делали.

Планировали погулять по городу и по набережной канала, но жара была несусветная, поэтому долго посидели на лавочке в тени деревьев.

Потом всё же совершили небольшой экскурс по ближайшим улицам и магазинам.

 

 

 

 

Довольно симпатичный сквер по берегам канала

 

 

 

 

 

 

 

 

Водосброс на канале

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вернулись к вокзалу. Двухъярусные вагоны для автомобилей уже стояли на привокзальных путях торцом к погрузочной платформе

 

 

 

Погрузка прошла вовремя и организованно. Время погрузки машины указано в билете и заканчивается примерно за час до отправления поезда.

Заехав по аппарели на перрон, надо показать распечатку билетов, загнать машину на указанный распорядителем ярус вагона, застопорить её

стояночным тормозом, закрыть на ключ (сигнализацию не включать!), взять необходимые в купе поезда вещи (в дороге к машине пройти невозможно) и

дожидаться на перроне или в вокзале подхода уже всего поезда с пассажирскими вагонами.

Купе двухместное, спальное т.е. особо не разгуляешься. Но всё необходимое было, даже умывальник и климат-контроль.

А чего не было (туалет, душ) располагалось в вагоне для общего пользования. Душем я успешно воспользовался. Всё просто, малогабаритно, но весьма удобно.

Впрочем, в вагоне были купе и со всеми удобствами, но по другому тарифу. При покупке билетов есть выбор. 

Поезд шёл практически бесшумно и быстро, спалось нормально.

В Рованиеми – столицу Лапландии прибыли по расписанию – в половине восьмого солнечного тёплого утра. Пришлось подождать на перроне минут 15,

пока вагоны с автомобилями перегонят к разгрузочной платформе. Разгрузка проходила также быстро и организованно.

Спрашивать и «врубаться» совсем не приходилось. Всё было понятно интуитивно и действовал я по принципу «смотри и делай, как другие»

 

 

 

 

 

 

 

Автомобильчик наш прекрасно перенёс железнодорожный перегон. Осталось возвернуть в него изъятые накануне вещи и отправиться по Лапландии (дорога 4 или Е75) дальше на север

 

 

 

 

 

 

Было уже жарко и заполярная мошкА измывалась над народом. А вот потом, в Норвегии, ближе к океану эти твари, как и комары, практически исчезнут.

 

 

 

Совсем рядом с Рованиеми живёт местный Дед Мороз – Йоллопукки, больше известный в некоторых местностях как Санта Клаус.

Заехали в его вотчину (66.544054, 25.849958), где гостей было совсем мало, т.к. хозяин ещё спал. Приём у него начинается с 10.00.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Здесь же проходит Северный полярный круг. Об этом информирует белая полоса на территории дедморозовского комплекса

 

 

 

 и монументальный знак над дорогой

 

 

 

     Так что, теперь мы уже в Заполярье, о чём не скажешь по царящей вокруг жаре. Но уже скоро, через несколько часов пути, всё резко переменится…

А пока держим путь по симпатичной и достаточно обжитой заполярной земле Лапландия.

Всё как всегда!  Учиться предпочитаем на собственных ошибках.  Много раз читано было в отчётах – будьте внимательны и бдительны! Но, мы засмотрелись на очередные красоты по сторонам шоссе и…  

Он появился совершенно неожиданно. Бежал трусцой почти по осевой линии дороги, ноги вразлёт. Тапка в тормоз, нырок на обочину, дверь настежь, фотик в руку.

А он – северный олень, уже уходил с дороги в прилегающий лесок

 

 

 

 

 

 

 

 

Потом их будет целая тьма – поодиночке и группами. Но по-первости эти свидания были в диковинку. Мы опасались, что больше олени могут и не встретиться,

а потому кидались за каждым, как папарацци за своими объектами-субъектами. Прелестные созданья, доставляют массу положительных эмоций!  Но, будьте внимательнее на дороге!

 

 

 

 

 

 

 

 

Бесспорно, Лапландия заслуживает отдельного неспешного посещения. А в этот раз мы ехали, хоть и не быстро, но без особого плана осмотра.

И останавливались лишь иногда на каких-то приглянувшихся с дороги озёрах, которых вокруг было бессчётное количество – достаточно взглянуть только на карту!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

С 4-й дороги свернули на дорогу номер 92.

     Постепенно местность становилась всё более гористой, а деревья по сторонам всё более мелкого калибра. Приближалась Норвегия

Перед самой границей в посёлке Каригасниеми заправились «по-полной» «дешёвым» финским бензином и двинули на дорогую Норвегию. Границу совершенно не заметили, только появились дорожные знаки в несколько ином исполнении, надписи придорожные изменились и запестрели флаги норвежские у домов.

Жёсткое ограничение скорости «80» удавалось  местами преодолевать, пристраиваясь за туристическим автобусом-немцем, который смело шёл под сотню.

А потом он уже был не особо нужен, т.к. появились горы и фьорды с осмотровыми площадками. И мы останавливались и любовались ещё не виданными нами ранее природными красотами и радовались первому свиданию с Северным Ледовитым океаном.

Заполярная Норвегия покорила с первого взгляда

 

 

 

 

На океане – отлив,

 

 

а на дороге – «прилив» хиппующих оленей, вносящих существенные коррективы в режим движения и никого не оставляющих равнодушными

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Есть среди них и альбиносы 

 

 

 

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

От лапландской жары, между тем, не осталось и следа - за бортом 10 градусов и климат в машине работает уже на обогрев.

И без того маленькие и скрюченные деревца вдоль дороги исчезли совсем.

Травяная растительность хоть и скудеет на глазах, но местность в целом обретает суровую привлекательность

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Настроение, однако, остаётся приподнятым. Весёлости добавляют надписи на русском языке

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

и российские корабли на просторах фьорда

 

 

  

На пути до местечка Хоннингсвог надо проехать через 5 узких тоннелей, из которых подводные имеют весьма крутые спуски-подъёмы.

Эти непростые уклоны, большие капли воды, падающие сверху, с необработанных сводов, на лобовое стекло, скромное внутреннее освещение

напоминают тебе – парень, ты не в лубочных Альпах, а на самом крайнем севере и над тобой толща студёной воды Северного ледовитого океана.

Ситуация совсем становится триллерной, когда в тоннель заползает туман, заходят олени,

а навстречу мчится фура, занимающая, кажется, всю ширину тоннеля...

Но цель всё ближе.

 

 

 

 

 

 

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В отельный номер кемпинга «Nordkapp Camping»  (кемпинг есть на сайте booking.com.) заселились, судя по времени, вечером.

Но на дворе стоял полярный день. Потому и решили после короткого отдыха проехаться до Нордкапаблаго он находился всего в 25-ти километрах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Голая, почти безжизненная природа (от оленей мы уже не «тащились», хотя и здесь они встречались) даже на этом коротком

отрезке пути заставляла на себя любоваться и останавливаться в удобных местах

 

 

 

 

 

 

 

 

Всё ближе до северной макушки Европы и по всему чувствуется, что людским вниманием

это место не обделено 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вот, наконец, и он – северный полюс Европы

 

 

 

Да, приличная плата за въезд на сам мыс, но можно обойти и сфотографировать его со стороны.

Да, не дешёвые сувениры в киосках комплекса, но можно их и не покупать.

А с другой стороны – вы об этой поездке мечтали, долго готовились, тащились в такую даль… И экономить здесь копейки?

 

Дальше под завывание ледяного ветра был обход окрестных скал,

 

 

 

 

 

 

 

фотографирование у знаменитого глобуса, 

 

 

посещение туристического центра с музеями и магазинами

 

 

Посмотрели в кинозале неплохой фильм о Нордкапе в разные времена года.

На пути к машине пытался в голове возвеличить важность происходящего – всё-таки достигнут четвёртый, северный, полюс Европы.

Но помпезность мыслей и надутость щёк была прервана громким возгласом – «Привет, Смоленск!». Это нас приветствовала группа молодёжи

из машины с московскими номерами с соседнего парковочного места.

 Пришлось вернуться на грешную землю и, гаркнув в ответ - «Привет, Москва!», двигаться в кемпинг.

  Номер в кемпинге оказался уютным, с общей кухней. Как и во всех последующих скандинавских кемпингах, здесь действовало правило:

«постельное белье и полотенца не входят в стоимость проживания. Гости могут привезти их с собой или взять напрокат в кемпинге за отдельную плату».

У нас, естественно, всё это хозяйство в машине было и поэтому обошлись без услуг принимающей стороны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

На следующий день приступаем к продолжению заполярного скандинавского маршрута. Ещё при планировании в поисках места для очередной ночёвки обратили внимание, что к нашему норвежскому пути достаточно близко подходят территории Швеции и Финляндии. А стоимость гостиничного проживания в этих странах существенно ниже, чем в Норвегии.

Вот на стыке границ этих трёх стран, а точнее – в Финляндии, поиском в интернете обнаружили симпатичный кемпинг Tundrea Holiday Resort.  Там запланировали отдохнуть пару дней, для чего был забронирован номер в коттедже. Туда теперь мы и стремились попасть.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

А пока нас принимала потрясающая заполярная Норвегия. Не успели отъехать и нескольких километров от Хоннингсвога,

как вблизи дороги и на ней самой появились провожающие олени

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  

Мы с трудом могли ехать - и совсем не из-за оленей. Окружающие красоты требовали постоянного внимания. Горы, фьорды, водопады... 

 

 

 

 

 

 

 

Предвижу упрёки в частом появлении в кадре нашего автомобильчика. Но это вполне заслуженно – машина для нас одушевлённый предмет, член семьи.

К тому же, в этом путешествии она поработала славно, как никогда и была очень рада, что посетила свою скандинавскую родину.

Вокруг всё просто нереально и никогда ещё нами не видано. Хотя в Заполярье, но российском, некоторые из нас бывали.  Но здесь своя прелесть.

К примеру, норвежские мосты – это же произведение искусства (пусть и инженерного)

 

 

 

 

Мостов будет ещё много, а пока вернёмся к дороге. 

При неторопливой норвежской езде невозможно не заметить в этих местах на трассе Е6 сувенирную лавку с серебряными украшениями и другими безделушками.

Советуем не проезжать мимо.   К тому же, торговая точка и парковка при ней оформлены весьма оригинально. Название выложено треской на стене

 

 

 

 

 

 

 

 

Треска и снаружи, и внутри помещения

 

 

Парковка у сувенирной лавки

 

 

 

 

 

 

 

 

Интересно, чем занимаются люди, живущие в крохотных заполярных хуторках? Ну, в прибрежных, вероятно – это рыболовство, 

 

 

а вот в таких, удалённых от моря местах?

 

 

Где-то здесь, кстати, мы видели группы людей, собирающих полярную ягоду морошку. Земледелие и классическое животноводство тут невозможны.

А может оленеводство. Часть из виденных нами оленей имеют опознавательные бирки и ошейники.

В дорожное движение по-прежнему продолжают вмешиваться лёгкие на помине рогатые «регулировщики»

 

 

 

 

Кроме них, скорость перемещения сильно снижают ремонты дорог с «реверсивным» движением.

А в одном месте на Е8 машины по ремонтируемому участку проезжали только в сопровождении автомобиля с мигалкой.

 

 

А вокруг продолжался калейдоскоп северных красот

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

И ещё один мостик

 

 

Туман или нижний слой облаков. Иногда там получалось, что едешь, как в слоёном пироге- между двумя слоями облаков

 

 

Увлекшись суровой красотой местной природы, мы уже не очень удивились, когда олень, шедший рядом с нашей машиной, сказал что-то, видимо по-норвежски, в открытое окно:)

 

 

 

 

и даже когда встречным автомобилем управляла собака:)

 

 

 

Ну вот такая она, Норвегия. Тут ещё и не такое может быть – подумали мы и свернули с дороги Е6 на Е8 в сторону Финляндии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

А вот что действительно удивило, так это то, что на норвежско-финской границе на этой дороге оказался служебный домик типа КПП

и один-единственный погранец-финн, который  только спросил «кутта» и получив ответ – «в кемпинг», махнул рукой – «езжайте!».

Буквально через несколько минут мы оказались в посёлке Кильписъярви (Kilpisjärvi) на берегу одноимённого озера.

  На рецепшине в кемпинге Tundrea Holiday Resort  с языком помогла девушка-казашка, работающая здесь на кухне. Кемпинг есть на сайте booking.com.

 

 

 

Коттедж в кемпинге оказался выше всяких ожиданий. Огромный двухэтажный номер, рассчитанный на несколько человек

и стОящий в зимний сезон огромных денег, достался нам на двоих за умеренную среднеевропейскую цену (89 Ойро за ночь)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Cауна была использована по назначению без промедления

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

А потом был отдых. И отдых, я вам скажу, замечательный!

 

Нет желания пользоваться своей кухней – в кемпинге есть хороший ресторан. Рядом в посёлке очень приличный супермаркет. В нём, как и на соседней АЗС,

норвежцы отовариваются по полной программе – в соседней стране цены значительно выше. Заметили среди покупателей и руссо-туристо.

 

На улице встретили двух москвичек – отдыхают здесь уже неделю и довольны. Обстановка везде – полный расслабон – и для людей, и для … оленей.

Куда ж без них

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вообще, в кемпинге созданы условия для туристов на все вкусы: есть коттеджи со всеми удобствами и со своей сауной, есть разнообразные домики по-меньше

 

 

 

 

и отдельно стоящие сауны

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

можно расположиться в вигваме или в своей палатке

 

 

 

Кроме типично курортного отдыха-безделья, была, конечно, и активная часть нашего тамошнего пребывания. Озёрным отдыхом не воспользовались из-за холодной и ветреной погоды.

А вот из двух соседствующих с посёлком горных высот, используемых для восхождения, мы скромно выбрали вторую:)

 

 

 

 

 

 

 

Вершина имеет название, 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

а тропа для восхождения обозначена колышками

 

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Есть даже «тропяные» предупреждающие знаки – видно в сезон здесь наблюдается интенсивное движение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

И если при движении на машине с юга на север по равнине Лапландии растительный покров земли ощутимо беднел лишь после проезда сотен километров,

то при подъёме в гору это заметно уже через несколько сотен, а то и десятков метров.

Внизу это были пусть карликовые, но берёзы

 

 

 

С высотой местность быстро становилась суровее, панорамы величественнее, а мы разогревались, несмотря на холодный ветер

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Попытки бунта в команде восходителей были на корню подавлены и вершина была покорена ко всеобщему восторгу

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

На вершине отметились в книге - она в специальном ящике (на фото видно).

Спуск вниз тоже был непрост и в целом нагрузка для нас оказалась весьма ощутимой. Но сауна нам в помощь и то, что полагается после неё…

 

  С сожалением покидали уютный финский дом, но впереди нас ждут Лофотены – знаменитые норвежские заполярные острова.

 

На предыдущую страницу                                                     В начало этой страницы                                                 На следующую страницу 

И "на посошок", маленький видеоролик. Про оленей, конечно!