Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

 к Содержанию отчёта

 

Лофотены

и  прощай, Заполярье

 

Из «Тундры» выехали в начале девятого утра. Было весьма прохладно. Бак был уже полон

относительно дешёвым финским бензином.

Ожидали встретить на финско-норвежской границе (до неё всего несколько километров от кемпинга)

того самого позавчерашнего финского пограничного служаку. Но, к нашему удивлению, погранпост

оказался совершенно пустым и мы широко разбежались в предположениях по этому поводу:

от банальных «запил» - «забил» до «уехал на симпозиум по повышению эффективности

охраны рубежей». По факту же, проследовали мимо КПП безо всякой остановки.

Промелькнул на дороге малюсенький знак с надписью «NORGE” – значит,  мы вновь

въехали в Норвегию и держим курс на Лофотенские острова.

 

 

 

 

 

   

       В субботний день ремонт на трассе Е8 ещё не начался и мы быстро добрались до магистральной норвежской дороги Е6.

Магистральная она только по значению – проходит через всю Норвегию с севера на юг. А по качеству это обычная двухполоска с общим ограничением

скорости 80 км/час. Часто попадаются участки с ограничением в 90 км/час, но есть и с меньшими значениями ограничения скоростного режима.

Норвегия – горная страна!

 

                                                    По правде говоря, туристу и путешественнику ехать быстрее здесь совершенно без

надобности – только успевай обозревать достопримечательности природные и, порой, рукотворные.

Иногда, без всякого плана, сворачиваем в сторону от магистральной дороги,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 если успеваем засечь что-то показавшееся интересным

 

 

 

Уже привыкаем к фирменным норвежским крышам с растительностью на них 

 

 

 

и к такому труднообъяснимому для нас факту, как полное отсутствие какой-либо ограды вокруг домовладений в этой богатейшей стране мира

 

 

 

Дома все «среднеклассные». Никаких вызывающих дворцово-замковых «убежищ» мы здесь, в северной Норвегии, не заметили.

 

Перед Нарвиком свернули на Е10, по тоннелю перебрались на острова.

 Матушка природа здесь постаралась по-максимуму – дух захватывает и слеза прошибает от невероятной силы воздействия природной красоты

вкУпе с чудесной музыкой Э. Грига. Несколько композиций было специально записано на диск для этого случая.

К тому же повезло с погодой – простоял прекрасный солнечный денёк, что в этих заполярных местах случается, по статистике, не часто.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Лофотены многократно превзошли все ожидания!  Красивейшие горы с водопадами и остатками снега, разнообразнейшего цвета вода во фьордах –

от голубого до лазурного и даже зелёного, яркие луга и голубое небо. Офигенной чистоты и вкусности воздух.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В конце дневного маршрута, сразу после полудня, уже по дороге 888 доехали до кемпинга Sandsletta camping.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Домик в кемпинге порадовал – все удобства, маленькая кухонька, холодильник. И великолепная северная природа вокруг.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Бронировали на сайте  www.camping-lofoten.com с последующим уточнением условий по электронной почте. 700 крон за домик.

Этот пример проживания, как и наши предыдущие, и последующие места размещения, показывает, что даже в дорогущей Норвегии

можно найти комфортное пристанище за умеренные деньги.

 

Погуляли по окрестностям. Крестьянский дом. И, как везде, без намёка на изгородь

 

 

 

Озеро есть у кемпинга (или кемпинг стоит на озере). Купающихся не заметили, а плавающих на прокатных лодках достаточно.

 Бани от кемпинга на берегу озера. Слева, как я понял, купели. Но, зачем-то с подогревом

 

 

 

 

Вся Европа на колёсах. Такое складывается впечатление, когда едешь по норвежским трассам. Дороги заполнены кемперами, туристическими автобусами,

легковыми автомобилями с боксами на крышах, с прицепленными велосипедами, с прицепами-домиками и т.д. и т.п. 

Особенно много машин итальянских, британских, голландских… Но не трудно догадаться, что немецких автотуристов больше всех других иностранцев вместе взятых.

Немцы – мобильный, живой и любознательный народ.

Вот и в нашем кемпинге, полупустом в середине дня, к вечеру разноплемённый моторизованный народ занял практически все места.

 

Утром над заполярными Лофотенами сияло солнце. Позавтракали, убрали домик и в путь.

А он на сегодня планировался не совсем обычный – и по-суху и по-морю.

То есть, сначала едем до «кончика» Лофотенских островов с осмотром окружающих красот и в 14.00 переправляемся на пароме по Ледовитому океану на «большую землю».

Затем ещё около 270 км до забронированного кемпинга.

Прибыть к парому надо за 45 минут до отправления. Выехали рано и 150 км до паромного причала в местечке Москенес рассчитываем преодолеть к 13 часам легко и непринуждённо с учётом осмотра лофотенских достопримечательностей. 

 

  

Билеты на паром Moskenes – Bodø покупались заранее, по интернету http://booking.torghatten-nord.no/, т.к. в отчётах описывались случаи,

когда по приезду не хватало мест на этот паром.

 

Заехали в столицу Лофотенских островов – Свольвер (Svolvaer). Приятный городок. Погуляли не спеша по залитым солнцем улочкам и по пристани, купили сувениров

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мосты, соединяющие острова, продолжали покорять своим изяществом и почти естественным слиянием с окружающей природой

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Не могли проехать мимо белоснежного, прямо-таки южноморского пляжа, рядом с которым приютился придорожный кемпинг

 

 

 

 

 

 

  

Не знаю, купался здесь кто-либо и когда-либо, но при нас далее, чем по колено в воду Северного ледовитого океана никто не залезал.

Прогуливаясь босиком по белому песочку под тёплым солнышком можно было представить себя где-нибудь на Мальдивах.

Но взгляд на окружающие суровые горы быстро возвращал в заполярную реальность

 

 

 

При последующем движении с остановками в красивых местах и в условиях  ограничения скоростного режима уже почувствовали дефицит времени.

Поэтому, а также по причине наплыва групповых туристов, музей викингов (68.245086, 13.757168), похожий на перевернутую ладью,

посещать не стали, ограничившись осмотром снаружи

 

 

 

Пришлось также проехать мимо запланированного к посещению посёлка Leknes.

Вот что значит опять должным образом не прислушаться к советам других путешественников. Нельзя рассчитывать на скорое перемещение по

горной стране Норвегия. Жёсткое ограничение скорости, мосты со светофорным регулированием очерёдности проезда, ремонты горных дорог

никак не позволят вам выполнить напряжённый изначально график движения.

Так и мы, находясь за 12 километров до парома и легкомысленно имея на это в запасе целых полчаса до отплытия,

неожиданно упёрлись в тотальный ремонт дороги – он заставил нас потратить здесь эти самые полчаса и очень сильно понервничать.

Объехать или обогнать, даже в наглую, невозможно – справа скала, слева бетонные блоки.

Ситуация «хуже губернаторской» - если опоздаем, то теряем более 100 Евро. Но это – ладно, можно пережить. Неизвестно – будут ли места на следующий паром.

Да если и будут, паром отправляется не скоро и плывёт более 3-х часов. Выехать назад с Лофотен – нереально огромный крюк с теми же задержками в пути.

А там впереди на материке пропадёт бронь кемпинга, до которого ещё ехать почти 270 км по большой земле.

И вообще, под угрозой срыва оказывается дальнейший график путешествия…

На паром едва успели - хорошо, что он немного задержался с отплытием. На посадочной площадке (67.899946, 13.046470) есть специальные коридоры «Reservert felt» для тех, у кого  куплены билеты, были уже перекрыты. Стояла только одна очередь из машин, которые пытались попасть на паром без брони.

Сделав нахальный манёвр по объезду стоявших в этой очереди автомобилей, я выехал прямо к дежурившему у погрузочного трапа служителю,

который громко и гневно что-то прорычал в мою сторону, но увидев распечатку билета, дал отмашку на погрузку. У-фф!

 

  Паром огромен. Мы на таком – впервые. Машины остаются на нижней грузовой палубе, а люди должны подняться на верхние пассажирские палубы,

используя лифт или пешком по трапу (лестнице).

Всё так и сделали, и, казалось, окончательно пришли в себя только выбравшись на верхнюю открытую палубу и оглядев окружающую бухту

 

 

  

 

 

 

 

Но уже потом, в открытом море, вспомнили про оставленные в машине включёнными холодильник и сигнализацию. Послестрессовая просадка бдительности:)

Побежал вниз, все двери в трюм задраены. Однако, первый попавшийся матрос, выслушав мои эмоциональные немецко-англо-русские  объяснения,

всё понял и открыл доступ к подвижному составу.

Кричалка срабатывает не столько от качки, сколько от вибрации корпуса судна при переменных режимах работы судовой машины.

В трюме пел целый хор автомобильных сигнализаций, в котором я выудил знакомый нежный голосок и всё отключил.

Прощайте прекрасные Лофотены!  Впереди более 100 км хода по Ледовитому океану

 

 

 

Народ на верхней палубе по-началу хорохорился и пытался даже солнечные ванны принимать

 

 

 

Но потом очень свежий океанский ветер заставил многих утеплиться или ретироваться внутрь судна. 

И только закалённые норвежцы продолжали проветривание, как ни в чём не бывало

 

 

 

 

Последний раз взглянув на исчезающие за горизонтом острова

 

 

 

и мы поспешили на уютные внутренние палубы парома, который пройдя мимо живописных островков,

 

 

 

 

 

 

 

 

вскоре вошёл в порт города Bodø (Буде) и выплюнул из своего чрева моторизованных квартирантов

 

 

 

 

Город Буде (или Бодо?) чем-то напомнил мне Салехард и, впервые за последние заполярные дни, удивил плотным дорожным трафиком.

Но теперь мы уже не спешили, всё шло и ехало по графику.

 

 

 

Сначала едем по дороге 80, затем, после Fauske, по Е6.  

Лёгкая дорога, но и лёгкая грусть – очаровашки олени, эти туповато-смешные дорожные «хулиганы», остались далеко позади.

К счастью, троих мы всё же прихватили с собой и с водружением их на почётное место ехать стало веселей

 

 

 

При дальнейшем движении по горному плато трудно не заметить  придорожный комплекс, посвящённый пересечению в этом месте

Северного полярного круга.

Мы пересекли его во второй раз за последние 5 дней. На этот раз с севера на юг и покинули, таким образом, норвежское Заполярье. 

 

 

 

 


 

 

В местном магазинчике приобрели что-то характерно норвежское

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Здесь же находится памятник советским военнопленным, погибшим в этих суровых местах в 1942 – 45 годах

 

 

 

Выезжать от придорожного комплекса надо было как раз туда – под эту милую тучку

 

 

 

Ох и задал же он нам трепака, этот сильнейший дождь, который с перерывами продолжался почти до завершения дневного пробега.

Но финиш в кемпинге Korgen Camping с лихвой компенсировал все передряги дня.

Кемпинг великолепен, как и наш домик в нём. Все удобства, всё красиво.

 

 

 

 

 

 

 

Территория кемпинга на берегу бурной реки располагала к отдыху

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Наслаждаясь природой, гуляли вдоль реки до ужина и после, и перед отъездом утром

 

 

 

 

 

 

 

 

Кемпинг однозначно рекомендуем. Бронировали проживание на сайте http://www.korgen-camping.no/  c последующим уточнением деталей по e-mail.

В реке ловят рыбу – лицензию можно приобрести также через сайт

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Интересно заселялись и расплачивались за проживание. Подходим после приезда к закрытой на замок двери «штабного» домика и видим в лотке

у входа несколько ключей с бирками. Вероятностным методом выбираем бирку с надписью «Alex 10»,

хотя я свои электронные отправления так никогда не подписывал. Идём к дому № 10, спокойно открываем дверь и заселяемся.

Утром при отъезде вновь дверь на ресепшине закрыта. Просто опускаем деньги в конверте (пустые конверты там лежат на полочке) в щель рядом с дверью и уезжаем.

А вокруг только лес, поле, река и ни души… Вот это коммунизьма!

Разумеется, оплата была возможна только наличными кронами, что и было оговорено в бронировании.

Вот здесь (и не только) нам и пригодились норвежские деньги, купленные ещё в Питере.

Ну до того нам здесь понравилось, что даже попросили штатив, что б он сфотографировал нас утром перед отъездом:)

 

 

 

 

Изумительным солнечным утром выехали из прекрасного кемпинга и за день переехали уже в другую Норвегию.

 

 

 

После этого, почти 640-километрового, перегона позади осталась Норвегия с мало и тонко тронутой человеком природой, с милыми оленями,

с возможностью в одиночестве бродить по тропам и стоять на осмотровых площадках, созерцая красоту природы… 

Впереди была Норвегия с возможно и более яркими природными объектами, но уже индустриальная,

с мощным инфраструктурным «макияжем» и с толпами туристов везде, где мы в этот раз побывали.

 

 

Всё-таки, даже с лёгким нарушением скоростного режима и следованием время от времени за местными шустрыми «разведчиками»,

планировать дневной туристический пробег по Норвегии более 500 км – дело заведомо проигрышное.

Мы то, в конце концов,  проехали в этот день запланированные 640 км…

Но немалой ценой. Вынуждены были проезжать мимо видовых площадок с великолепным обзором, изрядно помотали нервы и устали.

Уязвимость норвежских горных узких дорог никто отменить не сможет – вот и на этот раз какое-то ЧП в тоннеле близ Тронхейма затащило нас

в многокилометровую объездную пробку, выбив из графика и заставив изменить намеченный маршрут путём исключения из него проезда

по симпатичной (по отзывам) дорожке 680 – т.е. показанный на схеме крюк вправо перед финишем не состоялся.

 

 

БОльшую часть дневного пути проехали по Е6, а после Тронхейма свернули на Е39 уже до Кристиансунна (Kristiansund)

 

До местного туристического центра Atlanten Turistsenter (есть на сайте booking.com) добрались только в 21.30.  Но здесь нам повезло! 

Вместо указанного в условиях бронирования отельного номера (а здесь они мелковаты и расположены по общежитейской коридорной системе)

нам предложили за ту же цену опять (!) отдельный домик на территории мотеля. Мы согласились и были правы – домик оказался очень большим,

рассчитанным на проживание большой семьи до 6 -7 человек, с несколькими спальнями, со всеми удобствами, с кухней-столовой,

холодильником и телевизором. И всё это только нам двоим - здОрово!

 

 

 

Тонометр и проч. на столе в число предоставляемых удобств, к сожалению, не входят:)

 

 Тем не менее, несмотря на большой дневной пробег, в пути осмотрели красивый водопад Лаксфорсен (Laksforsen -Лососевый водопад?).

Он расположен километрах в 30 южнее городка Mosjøen – на трассе Е6, точнее в полукилометре от неё (парковка - 65.62468, 13.29213).

На дороге имеются хорошие указатели вправо. Осмотр стоит 4,5 Евро с человека.

В своё оправдание организаторы этого скупердяйства устроили там туркомплекс с магазин-музеем или музей-магазином.

 

 

 

 

 

 

 

 

По мере продвижения на юг Норвегии естественный природный ландшафт всё больше превращался в природно-индустриальный.

Возрастала интенсивность движения на дороге. На глазах менялся климатический пояс. Сельское хозяйство перепрофилируется в динамике –

сенокосы на севере, затем появляются клочки картофельных посадок и вот уже кусочки полей  с зерновыми культурами.

Вообще, в этой горной стране для земледелия используются по-максимуму все более-менее пригодные для этого участки земли. Много коров и овец.

 

Вдруг увидели вдоль дороги маленькие плантации клубники и тут же придорожный плакат, призывающий попробовать клубнику.

Север – всё здесь созревает поздно. Мы купили лукошко свежих ягод и с удовольствием отведали их вечером.

 

  Через очередной фьорд, уже недалеко от Кристиансунна, во второй раз в этом путешествии переправлялись на пароме. Всё было быстро и чётко.

На этот раз билеты заранее не покупались. Паром заполняется фактически имеющимися на берегу автомобилями и без задержки отправляется в рейс.

 

Паром причаливает

 

 

Паром открывает свою «пасть»

 

 

 

и сначала выпускает прибывшие автомобили

 

 

 

Клиенты обилечиваются уже на пароме кассиром, который проходит вдоль машин (оплата наличными или картой). Выходить из автомобилей не обязательно.

Но мы всё же вылезли на палубу и за короткое время плавания с удовольствием поглазели по сторонам 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  

 

При приближении к Кристиансунну вновь появляются высокие горы и фьорды. Красота природы здесь уже не северная суровая, а ближе к альпийской.

Но, останавливаться для осмотра нам уже некогда и ограничиваемся видеосъёмкой из машины по ходу движения.

Завтра начинаем знакомство с «другой» Норвегией.

 

                               В начало отчёта                                                   На предыдущую страницу                                                 На следующую страницу                      

 

И маленькое "дорожное" видео, снятое на Лофотенах из окна автомобиля